Организация привлечена к ответственности по ст.120 НК РФ. Правомерно ли привлечение должностных лиц организации к административной ответственности по ст.15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях?

Ответ: Административные и налоговые правонарушения являются самостоятельными видами правонарушений, за совершение которых установлены различные виды ответственности.

Согласно ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Определение налогового правонарушения регламентируется ст.106 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В соответствии со ст.106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность.

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение предусмотрены гл.16 и 18 НК РФ.

Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений регламентируются гл.15 НК РФ.

В п.4 ст.108 НК РФ содержится норма, согласно которой привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

Согласно ст.15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов на должностных лиц организации налагается административный штраф в размере от 2000 до 3000 руб. При этом необходимо иметь в виду, что под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности следует понимать не только искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов, но и искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности также не менее чем на 10 процентов.

Должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы по данным видам административных правонарушений, являются должностные лица налоговых органов (пп.5 п.2 ст.28.3 КоАП РФ). Органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.15.11 КоАП РФ, являются федеральные судьи судов общей юрисдикции (ч.1 ст.23.1 КоАП РФ).

В отношении аналогичных правонарушений, совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями гарнизонных военных судов (ч.3 ст.23.1 КоАП РФ).

Таким образом, привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного гл.16 Налогового кодекса Российской Федерации, не является основанием для освобождения должностных лиц организации от административной ответственности, предусмотренной ст.15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Е. В.Виговский

Центр исследований

проблем налогообложения

и бухгалтерского учета

23.10.2002