Наше предприятие подлежит реорганизации в порядке присоединения к головной организации, на которую в связи с этим решением возлагается обязанность по уплате НДС и налога на прибыль. Какой порядок проведения выездной налоговой проверки предусмотрен в подобных случаях?
Ответ: При поступлении в налоговый орган письменного сообщения от организации о ее реорганизации либо сведений о реорганизации организации, полученных от иных источников, решение о проведении выездной проверки принимается не позднее, чем в 10-дневный срок с момента получения указанной информации.
В соответствии со ст.89 части первой Налогового кодекса Российской Федерации выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией организации - налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки. При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном ст.92 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.
Решение по акту проверки реорганизуемой организации (в том числе и в случае снятия ее с учета) выносится к моменту окончания выездной налоговой проверки. Следует иметь в виду, что если до окончания процесса реорганизации и составления разделительного баланса или передаточного акта выездная проверка не закончена, к вновь созданному юридическому лицу впоследствии не может применяться ответственность за нарушения налогового законодательства, допущенные реорганизованным юридическим лицом и выявленные после образования нового юридического лица. В этом случае с правопреемника могут быть взысканы только суммы недоимки по налогам и пеням в соответствии с п.2 ст.50 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, следует учитывать, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит ограничений в проведении выездной проверки только тем налоговым органом, у которого налогоплательщик состоит на учете.
Таким образом, при необходимости на основании дополнения к решению о назначении выездной налоговой проверки к проверке могут быть привлечены должностные лица налогового органа, в котором проверяемый налогоплательщик встал на учет в связи с реорганизацией.
Е. Н.Сивошенкова
Советник налоговой службы
I ранга
11.10.2002