На каких условиях с учетом изменений, внесенных в гл.22 НК РФ Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ, освобождаются от налогообложения акцизами спиртосодержащие лекарственные средства?

Ответ: Согласно изменениям, внесенным в пп.2 п.1 ст.181 Налогового кодекса п.26 ст.1 Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ, не рассматриваются как подакцизные товары лекарственные, лечебно - профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лекарственные, лечебно - профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными учреждениями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, как до, так и после вступления в силу указанного Закона для признания спиртосодержащих лекарственных средств неподакцизным товаром они должны пройти государственную регистрацию в Министерстве здравоохранения Российской Федерации, а в случае их изготовления аптечными организациями, индивидуальные рецепты и требования лечебных организаций должны быть заверены в установленном порядке.

Вместе с тем согласно редакции рассматриваемой нормы Налогового кодекса, действовавшей до принятия Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ, одним из условий для освобождения от уплаты акцизов спиртосодержащих лекарственных средств (с объемной долей этилового спирта более 9%), даже внесенных в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, являлась их реализация в емкостях не более 100 мл.

При этом данное условие распространялось на все организации, осуществляющие реализацию произведенных ими лекарственных средств, то есть как на организации аптечной сети, изготавливающие лекарственные средства для населения, так и на фармацевтические предприятия, реализующие произведенные ими спиртосодержащие препараты лечебным учреждениям.

Такие требования ставили в крайне невыгодное положение фармацевтические предприятия, производящие лекарственные средства и реализующие их в лечебно - профилактические учреждения, как правило, в больших емкостях, что предопределено спецификой работы этих учреждений.

При этом, если аптечные организации осуществляли розлив спиртосодержащих лекарственных средств из упаковки "ангро" в 100 мл емкости, то они, как организации, осуществившие розлив подакцизной продукции, должны были согласно п.3 ст.182 Налогового кодекса уплатить акциз по этой операции и отнести его сумму на себестоимость разлитых лекарственных средств.

Учитывая социальную значимость вопроса обеспечения населения доступными по цене лекарственными средствами, а также многочисленные протесты со стороны производителей спиртосодержащей лекарственной продукции, Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ в условия освобождения от налогообложения акцизами спиртосодержащих лекарственных средств внесены изменения, исключающие требование их розлива в емкости не более 100 мл. Согласно указанным изменениям, если лекарственные, лечебно - профилактические и диагностические средства разлиты в емкости, упаковка в которые этих средств предусмотрена в условиях и требованиях фармакопейных статей, по которым они производятся, то с 1 января 2002 г. (согласно ст.16 указанного Закона) эти средства (при условии их государственной регистрации) не рассматриваются как подакцизные товары.

В то же время, если спиртосодержащее лекарственное средство, прошедшее государственную регистрацию, разлито (упаковано) в емкость, не соответствующую требованиям фармакопейной статьи, оно рассматривается как подакцизный товар.

И. А.Давыдова

Советник налоговой службы РФ

III ранга

11.10.2002