Организация представила в налоговый орган пакет документов для освобождения от НДС товаров, предназначенных для выполнения работ по соглашению о разделе продукции, однако все экземпляры гарантийного письма были возвращены и в льготе было отказано. На каком основании?

Ответ: Статьей 178 Налогового кодекса Российской Федерации определен порядок налогообложения по НДС при выполнении соглашений о разделе продукции.

Указанной статьей предусмотрена возможность освобождения плательщика от уплаты налога на добавленную стоимость на основании представления в налоговые органы (таможенные органы) заявления с ходатайством об освобождении, к которому прилагается пакет документов, в том числе и гарантийное письмо инвестора или оператора по соглашению о разделе продукции по форме, установленной Правительством Российской Федерации, подтверждающее, что данные товары, работы и услуги предназначены в соответствии с проектной документацией для выполнения работ по указанному соглашению.

Приказом МНС России от 14.02.2001 N БГ-3-01/36 (зарегистрирован в Минюсте России 16.04.2001 N 2669) утверждено Положение о порядке и сроках представления документов, подтверждающих обоснованность освобождения от налога на добавленную стоимость товаров, работ и услуг, предназначенных для выполнения работ по соглашению о разделе продукции (далее - Положение).

Пунктом 9 Положения установлено, что гарантийное письмо выдается инвестором и (или) оператором по соглашению о разделе продукции своему Подрядчику, реализующему товары, (работы, услуги), предназначенные в соответствии с программой работ и сметой затрат для выполнения работ по соглашению продукции по форме, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2001 N 14 "Об утверждении формы гарантийного письма инвестора или оператора по соглашению о разделе продукции, подтверждающего, что товары, работы или услуги предназначены в соответствии с проектной документацией для выполнения работ по указанному соглашению".

Гарантийное письмо составляется в четырех экземплярах (п.10 Положения).

В соответствии с п.12 Положения все экземпляры гарантийного письма передаются в территориальный налоговый орган по месту постановки на налоговый учет инвестора и / или оператора, выдавшего гарантийное письмо, для регистрации. Территориальный налоговый орган в течение 3 дней с даты получения гарантийного письма проставляет на всех экземплярах гарантийного письма штамп, подтверждающий правильность оформления гарантийного письма.

Согласно п.13 Положения территориальный налоговый орган, в который направлен пакет документов, проверяет правильность оформления гарантийного письма:

- идентичность всех четырех экземпляров;

- соответствие наименования соглашения о разделе продукции, ИНН / КПП, адреса нахождения, а также наименования инвестора и / или оператора по соглашению о разделе продукции данным соответствующих документов;

- соответствие данных о программе работ и смете затрат, указанных в форме гарантийного письма, данным соответствующих документов, утвержденных в порядке, установленном соглашением о разделе продукции.

В случае выявления несоответствия какого-либо из указанных выше реквизитов данным соответствующих документов территориальный налоговый орган в течение 3 дней возвращает инвестору и / или оператору гарантийные письма (без штампа) с уведомлением о причинах возврата.

В связи с изложенным возврат всех экземпляров гарантийных писем свидетельствует о имеющихся нарушениях в их оформлении.

На основании п.13 Положения организация вправе потребовать от налогового органа соответствующее уведомление с указанием причин возврата гарантийного письма.

О. А.Королева

Советник налоговой службы

II ранга

11.10.2002