В Письме МНС России от 23.07.2002 N НА-6-21/1065@ утверждается, что нет оснований для возврата предприятиям платежей за загрязнение природной среды, уплаченных ими до вступления в законную силу Решения Верховного Суда РФ и Определения Кассационной коллегии этого Суда о признании незаконным Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632

Следует ли из этого, что такие основания появляются после вступления в силу упомянутого выше Решения Верховного Суда? Тогда в каком порядке должен производиться зачет (возврат) излишне внесенных платежей за загрязнение природной среды?

Ответ: В Письме МНС России от 23.07.2002 N НА-6-21/1065@ говорится, что Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 признается незаконным (недействительным) с момента вынесения Определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2002 N КАС 02-232, то есть с 4 июня 2002 г. В этом Письме также сказано, что оснований для возврата налогоплательщикам денежных средств, уплаченных ими в бюджетную систему Российской Федерации, до вступления в законную силу Решения не имеется.

Следует, однако, уточнить, что сказанное выше не означает, что после вступления в законную силу Решения Верховного Суда такие основания появляются автоматически (имеются в виду случаи, когда предприятие доказало сам факт переплаты за какой-либо период времени).

В соответствии со ст.78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа. Сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.

Обратим внимание, что Налоговый кодекс Российской Федерации регулирует возврат и зачет налогов и сборов, введенных с соблюдением норм Налогового кодекса или не противоречащих ему. Но ведь из Решения Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2002 N ГКПИ 2002-178 и Определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2002 N КАС 02-232 вытекает, что плата за загрязнение окружающей природной среды не является законно установленным налогом и не обладает правовым статусом налогового платежа.

Таким образом, все вопросы, связанные с порядком ее исчисления и уплаты, выходят за рамки отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. В связи с этим возврат (зачет) природопользователям внесенных ими причитающихся к уплате платежей за загрязнение окружающей природной среды не может производиться в порядке, определенном ст. ст.78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации.

Другими же законодательными и нормативными актами Правительства Российской Федерации, ранее регулировавшими порядок исчисления и уплаты этих платежей, не установлена возможность их возврата в случае переплаты.

В. А.Ляхов

Советник налоговой службы РФ

III ранга

В. В.Петрунин

Советник налоговой службы РФ

II ранга

08.10.2002