Как следует из разъяснений налоговых органов, Решение Верховного Суда Российской Федерации о незаконности Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 вступило в силу с 4 июня 2002 г. Однако в текущем году многие предприятия уже внесли соответствующие платежи полностью за второй квартал. Следует ли считать в данном случае, что предприятие, внося плановый платеж за II квартал, произвело переплату за 26 дней июня? Как быть тем предприятиям, которые заранее внесли платежи и за III и IV кварталы? В каком порядке должна определяться соответствующая переплата?
Ответ: Особенность платежей за загрязнение природной среды заключается в том, что в течение года поквартально (а не помесячно) вносились плановые платежи исходя из предполагаемого, т. е. возможного, уровня загрязнения. Указанные сроки были установлены, в частности Порядком направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации, утвержденным 03.03.1993 Минприроды России N 04-15/61-638, Минфином России N 19 и Госналогслужбой России N ВГ-6-02/10.
Перерасчет платы по фактическим объемам вредного воздействия производился либо по окончании квартала, либо (и так было чаще всего) по окончании календарного года. Это связано еще и с тем, что почти всем предприятиям органами МПР России устанавливались годовые нормативы (лимиты) вредного воздействия.
Как уже отмечалось выше, плановые платежи за первый и последующие кварталы производились исходя из возможного уровня загрязнения. Этот уровень определяется делением годового норматива (лимита) выброса на 4 (по числу кварталов). Так же определялась и квартальная сумма планового платежа.
То есть плановый размер квартального платежа равен 1/4 годового планового объема платы и не имеет никакого отношения к плате за фактический уровень загрязнения.
Практически каждое предприятие работает циклично или выпускает в течение отчетного квартала разную продукцию на нескольких видах оборудования. Таким образом, ассортимент и объем выпускаемой продукции могут меняться не только раз в месяц, но и чаще. Соответственно, уровень вредного воздействия также менялся исходя из:
- использования различных материалов в производстве той или иной продукции;
- неравномерной загрузки оборудования;
- иных особенностей производственного процесса (простой, текущий ремонт оборудования, реконструкция или выбытие основных фондов и др.).
Необходимо документальное подтверждение, что это предприятие осуществило в апреле, мае и июне такой фактический выброс или сброс конкретных загрязняющих веществ, объем которых позволяет определить, что плановая плата, внесенная в целом за II квартал, больше, чем исчисленная по фактическому выбросу.
Поэтому когда некоторые организации до окончания календарного года ставят вопрос о возврате плановых платежей за июнь или за иной срок, то возникают резонные сомнения в том, насколько соответствуют действительности утверждения плательщиков о превышении суммы внесенных ими плановых платежей над той суммой, которую они должны были уплатить.
Таким образом, для постановки вопроса о возврате средств необходимо вначале установить фактический уровень (объем) загрязнения. Затем определить сумму платы за этот объем. Потом вычесть из нее сумму плановых платежей. Только при отрицательной разнице (т. е. превышении суммы плановых платежей над фактическими) правомерно утверждать, что предприятие имеет переплату.
В. А.Ляхов
Советник налоговой службы РФ
III ранга
В. В.Петрунин
Советник налоговой службы РФ
II ранга
08.10.2002