Физическое лицо, имеющее гражданство и Российской Федерации, и иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза (лицо с двойным гражданством), но постоянно проживающее за пределами государств - членов Таможенного союза, временно ввезло на таможенную территорию Таможенного союза иностранное транспортное средство, являющееся иностранным товаром и зарегистрированное в иностранном государстве. При подаче пассажирской таможенной декларации на данное транспортное средство таможенный пост потребовал представления обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении данного транспортного средства. Правомерны ли действия таможенного поста?

Ответ: Действия таможенного поста неправомерны и не основаны на Соглашении между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее - Соглашение), так как для целей таможенного законодательства Таможенного союза лицо с двойным гражданством, постоянно проживающее за пределами территории государств - членов Таможенного союза, рассматривается в качестве иностранного лица, которое наделено правом временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза иностранные транспортные средства на срок не более одного года без предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Обоснование: Согласно п. 1 ст. 12 Соглашения таможенные платежи не уплачиваются в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, указанных в Приложениях 3 и 4 к Соглашению.

В соответствии с Соглашением транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранного государства и ввозимые физическим лицом на таможенную территорию Таможенного союза для личного пользования, подлежат освобождению от уплаты таможенных платежей при ввозе:

1) иностранными физическими лицами - на срок своего временного пребывания на территории Таможенного союза, но не более чем на один год (п. 22 Приложения 3 к Соглашению);

2) физическими лицами государства - члена Таможенного союза - на срок, не превышающий шести месяцев. При этом временный ввоз таких транспортных средств допускается при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (п. 1 ст. 16 Соглашения, п. 23 Приложения 3 к Соглашению).

Таким образом, для определения необходимости обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при временном ввозе на таможенную территорию Таможенного союза транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, необходимо установить, является ли физическое лицо, которое временно ввозит такое транспортное средство для личного пользования, лицом государства - члена Таможенного союза.

В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза лицом государства - члена Таможенного союза является юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, созданные в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве - члене Таможенного союза, в том числе индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза. Соответственно, иностранным лицом считается лицо, не являющееся лицом государства - члена Таможенного союза (пп. 9 п. 1 ст. 4 ТК ТС).

Из данной нормы следует, что решающим для разграничения иностранных лиц и лиц государств - членов Таможенного союза является не наличие у физического лица гражданства одного из государств - членов Таможенного союза, а место его постоянного проживания. В связи с этим норма ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", в соответствии с которой гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, в данном случае не применима для отнесения физического лица, являющегося гражданином Российской Федерации, но постоянно проживающего на территории иностранного государства, к лицам государства - члена Таможенного союза.

Следовательно, при подтверждении факта постоянного проживания в иностранном государстве на временно ввозимые таким физическим лицом на таможенную территорию Таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные в иностранном государстве, распространяется норма п. 22 Приложения 3 к Соглашению. В связи с этим действия таможенного поста, выразившиеся в требовании представить обеспечение уплаты таможенных платежей в рассматриваемом случае, неправомерны (при условии надлежащего подтверждения таким физическим лицом факта постоянного проживания в иностранном государстве).

А. Н.Гуреева

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

23.08.2013