До 2002 г. в федеральном законодательстве предусматривался ряд значительных льгот по уплате налогов и сборов для общественных организаций инвалидов, а также организаций, принадлежащих общественным организациям инвалидов. Данная политика государства позволяла таким организациям увеличивать объемы производства и реализации товаров (работ, услуг), создавать новые рабочие места, увеличивать заработную плату
Однако в 2002 г. в результате упразднения льгот по уплате налога на прибыль в связи с вступлением в силу гл.25 Налогового кодекса РФ, а также введения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в связи с проведением реформы пенсионной системы и принятием Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ финансово - экономическое положение вышеуказанных категорий организаций резко изменилось в худшую сторону.
Считаем неоправданным в настоящее время применение жесткого экономического режима для организаций, принадлежащих инвалидам и использующих труд людей со сниженными физическими возможностями.
В связи с этим предлагаем освободить общественные организации инвалидов, организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, учреждения, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, от уплаты налога на прибыль организаций и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 сентября 2002 г. N 04-02-06/3/67
Министерством финансов Российской Федерации рассмотрено обращение по вопросу освобождения общественных организаций инвалидов и их предприятий от уплаты налога на прибыль и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и сообщается следующее.
Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" был предусмотрен общий подход к предоставлению налоговых льгот, позволяющий уводить от налогообложения крупные суммы средств.
Согласно п.6 ст.6 указанного Закона от налогообложения освобождались общественные организации инвалидов, предприятия, учреждения и организации, находящиеся в их собственности, и хозяйственные общества, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественных организаций инвалидов, независимо от того, были ли фактически произведены этими организациями расходы в пользу инвалидов или нет.
С 1 января 2002 г. введена в действие гл.25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации, в основу которой положены концептуальные подходы Правительства Российской Федерации, направленные, в частности, на снижение налогового бремени законопослушных налогоплательщиков, выравнивание условий налогообложения, создание прозрачной налоговой системы, обеспечение ее стабильности.
Учитывая, что в настоящее время не представляется возможным полностью за счет средств бюджетов осуществлять финансирование мероприятий, связанных с реабилитацией инвалидов, в Налоговом кодексе Российской Федерации предусмотрены налоговые льготы по инвалидам. Вместе с тем в гл.25 Кодекса кардинально изменен подход к налоговым льготам, в частности, предусмотрена норма, позволяющая принимать к вычету затраты, связанные с оказанием адресной помощи незащищенным слоям населения - инвалидам.
Так, согласно пп.38 и 39 п.1 ст.264 Кодекса налогоплательщикам - организациям, использующим труд инвалидов, общественным организациям инвалидов и их учреждениям разрешается при исчислении налоговой базы от предпринимательской деятельности принимать к вычету расходы в виде средств, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. К таким целям наряду с мероприятиями социального характера отнесены и расходы по созданию рабочих мест для инвалидов, включая закупку и монтаж оборудования, обучению и трудоустройству инвалидов.
Учитывая изложенное, предложения об освобождении от налогообложения прибыли общественных организаций инвалидов, организаций, использующих труд инвалидов, и учреждений, единственными собственниками имущества которых являются общественных организаций инвалидов, не поддерживаются, так как не гарантируют фактического направления средств на цели социальной защиты инвалидов и противоречат принципам проводимой налоговой реформы.
Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены поправки в ряд глав Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанные поправки затронули в том числе и некоторые вопросы налогообложения организаций, применяющих труд инвалидов, общественных организаций инвалидов и их учреждений. В частности, расширен перечень целей социальной защиты инвалидов, расходы на которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль упомянутых организаций, включены расходы капитального характера по созданию рабочих мест, обучению инвалидов, расходы на отдых и лечение инвалидов и детей - инвалидов.
В соответствии с внесенными изменениями МНС России осуществляет доработку методических рекомендаций по применению Налогового кодекса Российской Федерации, в процессе которой уточняются вопросы налогообложения указанных выше организаций. Доработанные методические рекомендации планируется подготовить в течение III квартала 2002 г.
Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" осуществляется страховщиком, которым является государственный внебюджетный Пенсионный фонд Российской Федерации. Суммы страховых взносов, уплачиваемые страхователями - организациями по обязательному пенсионному страхованию, в том числе и общественными организациями инвалидов и их учреждениями, организациями, использующими труд инвалидов, поступают в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ, которым введено в Российской Федерации обязательное пенсионное страхование, не содержит специальной нормы для предоставления льготы по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование общественным организациям инвалидов. Обязательное пенсионное страхование работников введено в целях гарантированного пенсионного обеспечения работников любых организаций независимо от наличия или отсутствия льгот по уплате других налогов и состава работников.
При этом следует иметь в виду, что вышеназванным Законом также установлено, что право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется только в случае уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Уплата страховых взносов организациями, которые освобождены от уплаты единого социального налога, за всех работающих в них застрахованных лиц дает право на установление или пересчет этим лицам трудовых пенсий. В случае неуплаты страховых взносов за работников последние будут иметь право на получение только социальной пенсии в размере 450 руб., при этом женщины - с 60 лет, а мужчины - с 65 лет (Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Вместе с тем в условиях разделения с 1 января 2002 г. платежей в пенсионную систему на индивидуально безвозмездный единый социальный налог и индивидуально возмездные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, учитываемые в отношении каждого застрахованного лица, ст.18 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ предусмотрен такой механизм перераспределения денежных средств в пенсионной системе, при котором все суммы единого социального налога в части, зачисляемой в федеральный бюджет, расходуются на выплату пенсий.
В данной ситуации предоставление льгот по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приведет к нарушению прав работающих граждан в соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом.
С учетом изложенного принятие предложения об освобождении организаций, использующих труд инвалидов, общественных организаций инвалидов и их учреждений от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование приведет к дискриминации прав работающих в указанных организациях граждан. Поскольку получателем взносов является государственный Пенсионный фонд Российской Федерации, то вопрос о возврате из бюджета уплаченных в указанный фонд взносов не может быть поддержан.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
М. А.МОТОРИН
27.09.2002