Предприниматель без образования юридического лица зарегистрирован в данном качестве 13 августа 2002 г. (вторник). Заявление о постановке на учет в налоговом органе он подал в налоговую инспекцию 26 августа 2002 г. (понедельник), т. е. по истечении установленного законодательством 10-дневного срока. При этом предприниматель намеревался подать указанное заявление в пятницу, т. е. на десятый день после государственной регистрации, но не смог этого сделать в связи с окончанием рабочего дня в налоговой инспекции. Поэтому заявление о постановке на учет в налоговом органе им было подано 26 августа 2002 г., т. е. в понедельник, когда установленный десятидневный срок уже истек. Предприниматель за данное правонарушение привлечен к ответственности в виде штрафа и спрашивает, может ли быть признано в данной ситуации смягчающим то обстоятельство, что заявление о постановке на учет в налоговом органе не было подано в связи с окончанием рабочего дня в налоговой инспекции и подача его произведена сразу после окончания выходных дней, в понедельник?

Ответ: Пунктом 3 ст.83 Налогового кодекса РФ предусмотрен 10-дневный срок подачи в налоговый орган заявления о постановке на учет для физических лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица. При нарушении указанного срока п.1 ст.116 Налогового кодекса установлена ответственность в виде штрафа в размере 5000 руб. Одновременно п.3 ст.114 Налогового кодекса при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей гл.16 Налогового кодекса за совершение налогового правонарушения. Перечень смягчающих ответственность обстоятельств, приведенный в ст.112 Кодекса, не является исчерпывающим, и согласно пп.3 п.1 данной статьи суд может признать смягчающими ответственность и иные обстоятельства. В данном случае налогоплательщик не смог подать соответствующее заявление 23 августа 2002 г. (в пятницу), то есть на десятый день после государственной регистрации, в связи с окончанием рабочего дня в налоговой инспекции, поэтому заявление было подано им 26 августа 2002 г. (в понедельник), когда установленный п.3 ст.83 Кодекса срок уже истек. Таким образом, указанное обстоятельство не исключает ответственности налогоплательщика за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, поскольку он мог это сделать в течение установленного законом десятидневного срока, в том числе и путем направления документов в налоговую инспекцию по почте. Поэтому то обстоятельство, что заявление не было подано на десятый день после регистрации в связи с окончанием рабочего дня в налоговой инспекции, не может быть признано смягчающим. В то же время смягчающим вполне может являться то обстоятельство, что заявление было подано сразу после окончания установленного законодательством срока для его подачи, что свидетельствует о незначительности нарушения.

М. Е.Федоринова

Советник налоговой службы

II ранга

18.09.2002