Глава крестьянского (фермерского) хозяйства обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования в предоставлении данному хозяйству в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, сроком на 10 лет. Заявитель считает, что администрация нарушила процедуру предоставления земельных участков, предусматривающую проведение торгов и обязательную предварительную публикацию сообщения о намерении

Подлежит ли удовлетворению указанное заявление, в случае если на момент рассмотрения заявления главы крестьянского хозяйства о предоставлении таких земельных участков они находились в фактическом владении другого арендатора на основании договора аренды, не зарегистрированного в установленном порядке?

Ответ: Передача в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса РФ, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ. Если поступило одно заявление, принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что иных заявлений в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступило. Если подано более одного заявления, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах) (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ)).

Глава КФХ подал заявление о предоставлении земельных участков в период действия ранее вынесенного постановления администрации о предоставлении земельных участков другому арендатору. Поскольку акт администрации, в соответствии с которым указанные участки были переданы арендатору, КФХ не обжаловался, иск о признании незаконным отказа администрации в предоставлении земельных участков в аренду КФХ удовлетворению не подлежит.

Обоснование: Гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с ЗК РФ, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве (п. 1 ст. 81 ЗК РФ).

Правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств определены Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 12 Закона N 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности подают заявление:

- в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно;

- через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

В заявлении указываются сведения, перечень которых приведен в указанном пункте.

Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в п. 4 вышеназванной статьи решения. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке (п. п. 5 и 6 указанной статьи).

Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Законом N 101-ФЗ.

В силу абз. 1 п. 2 ст. 10 Закона N 101-ФЗ передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 ЗК РФ, в случае если имеется только одно заявление о передаче таких земельных участков. При этом требуется соблюдение следующего условия - предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ. Принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения данного пункта не распространяются на случаи, предусмотренные п. 5 указанной статьи.

В случае если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах) (абз. 2 указанного пункта).

Права на земельные участки, предусмотренные гл. III и IV ЗК РФ, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (п. 1 ст. 26 ЗК РФ).

Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 указанной статьи).

Несоблюдение требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной (п. 1 ст. 165 Гражданского кодекса РФ).

Подпунктом 1 п. 1 ст. 60 ЗК РФ определено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок.

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем признания недействительными в судебном порядке в соответствии со ст. 61 ЗК РФ актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления, не соответствующих законодательству. Это следует из пп. 1 п. 2 ст. 60 ЗК РФ.

Учитывая то, что на момент обращения главы крестьянского хозяйства с заявлением в администрацию земельные участки находились в фактическом владении другого арендатора, они не могли считаться свободными. Данное обстоятельство исключает возможность предоставления таких земельных участков в аренду КФХ в порядке, установленном ст. 12 Закона N 74-ФЗ.

Из вопроса следует, что глава КФХ подал заявление о предоставлении земельных участков в период действия ранее вынесенного постановления администрации о предоставлении земельных участков другому арендатору и акт администрации, в соответствии с которым указанный участок был передан арендатору, КФХ не обжаловался. Следовательно, иск о признании незаконным отказа администрации в предоставлении земельных участков в аренду КФХ удовлетворению не подлежит. Аналогичный вывод следует из решения, вынесенного в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 22.10.2012 по делу N А63-9741/2011.

Т. И.Сивошенкова

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

22.08.2013