ООО осуществляет экологическую аудиторскую деятельность на основании Постановления Правительства РФ от 26.02.1996 N 168 "Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды"

Правомерно ли было относить затраты на проведение экологического аудита клиентами ООО на себестоимость продукции (работ, услуг) как затраты по "оплате консультационных, информационных и аудиторских услуг" согласно пп."и" п.2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 20 августа 2002 г. N 04-02-06/2/65

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и по существу вопроса сообщает следующее.

Официальный правовой статус экологического аудита как одного из видов аудиторской деятельности утвержден Указом Президента Российской Федерации от 15.03.2000 N 511 "О Классификаторе правовых актов".

Определение экологического аудита дано в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которому экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной или иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

В то же время в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Пунктом 2 ст.1 указанного Федерального закона установлено, что аудит осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".

Однако, как следует из указанного Федерального закона, в понятие "аудиторская деятельность" не входит деятельность по осуществлению экологического аудита, а также отсутствуют специальный федеральный закон, регулирующий деятельность экологического аудита, или изданные в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" нормативные правовые акты по проведению экологического аудита.

Что касается ссылки в письме на Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.1996 N 168 "Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды", то в связи с вступлением в силу Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2002 N 302 оно признано утратившим силу.

Учитывая, что в настоящее время отсутствует законодательная база по установлению порядка, определяющего в том числе случаи проведения организациями обязательного экологического аудита, за исключением Приказа Госкомэкологии от 30.03.1998 N 181 "Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России", у организаций до 1 января 2002 г. отсутствовали правовые основания включать для целей налогообложения расходы, связанные с проведением аудиторской фирмой экологического аудита, в себестоимость продукции (работ, услуг) как расходы по оказанию аудиторских услуг согласно пп."и" п.2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552.

То есть для целей налогообложения прибыли не было предусмотрено отнесение затрат, связанных с проведением экологического аудита, на себестоимость продукции (работ, услуг).

Одновременно сообщаем, что с 1 января 2002 г. вступила в силу гл.25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации. Предусмотренный гл.25 перечень доходов и расходов является открытым: принимаются к вычету все документально подтвержденные и экономически обоснованные затраты, осуществленные налогоплательщиком в рамках предпринимательской деятельности, независимо от факта получения дохода от реализации либо внереализационных доходов.

Учитывая актуальность проблемы, связанной с охраной окружающей среды, организация начиная с 1 января 2002 г. может отнести расходы по проведению обязательного экологического аудита к экономически оправданным затратам, которые будут учтены для целей налогообложения прибыли.

Заместитель руководителя

Департамента налоговой политики

А. И.САЛИНА

20.08.2002