Должностное лицо налогового органа, которое участвует в проведении выездной налоговой проверки организации, провело осмотр находящегося на территории организации складского помещения, которое на момент проведения проверки находилось во временном владении (на основании договора аренды) другой организации

Правомерно ли проведение осмотра при указанных обстоятельствах?

Ответ: Полагаем, проведение должностным лицом налогового органа осмотра складского помещения при условии, что на момент осмотра владение осуществлялось не организацией, а иным лицом на основании договора аренды, не свидетельствует о неправомерности проведения должностным лицом налогового органа осмотра складского помещения в рамках выездной налоговой проверки.

Обоснование: Налоговые органы вправе в порядке, предусмотренном ст. 92 Налогового кодекса РФ, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (пп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ).

На основании п. 1 ст. 82 НК РФ осмотр помещений и территорий должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции относится к мероприятиям налогового контроля.

В силу п. 13 ст. 89 НК РФ при необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном ст. 92 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 91 НК РФ должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения проверяемого лица либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом.

Как следует из п. 1 ст. 92 НК РФ, должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков), в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.

Согласно ст. 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Положения НК РФ не содержат условий о невозможности проведения должностными лицами налоговых органов осмотра на основании ст. 92 НК РФ при передаче налогоплательщиком права владения по договору аренды на подлежащее осмотру должностными лицами налоговых органов имущество.

Кроме того, передача организацией недвижимого имущества в аренду не означает, что организация не использует недвижимое имущество в предпринимательской деятельности.

На основании изложенного проведение должностным лицом налогового органа, которое участвует в проведении выездной налоговой проверки организации, осмотра находящегося на территории организации складского помещения, которое на момент проведения проверки находится во временном владении (на основании договора аренды) другой организации, является правомерным.

М. Ю.Мордасов

Юридическая компания "Юново"

22.08.2013