В отношении организации налоговым органом проводится выездная налоговая проверка. 14 мая 2013 г. налоговый орган вручил организации один акт проверки, а 17 мая 2013 г. - второй акт проверки. Во втором акте проверки сумма доначисленных по НДС налоговых платежей больше за счет включения дополнительного эпизода доначислений. Срок проведения выездной налоговой проверки налоговым органом не нарушен

Может ли вручение налоговым органом налогоплательщику двух актов проверки послужить основанием для признания недействительным решения налогового органа, принятого по результатам выездной налоговой проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ)?

Ответ: Вручение налоговым органом двух актов проверки не свидетельствует о том, что у налогоплательщика имеется право сослаться на существенные нарушения проведения выездной налоговой проверки, которые, согласно п. 14 ст. 101 Налогового кодекса РФ, влекут отмену решения, принятого по результатам выездной налоговой проверки.

Обоснование: В силу п. 1 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В соответствии с п. 8 ст. 89 НК РФ срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки о проведенной проверке.

Согласно п. 1 ст. 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

На основании п. 2 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и ответственным участником этой группы (его представителем).

Форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (п. 4 ст. 100 НК РФ).

В соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

Положения НК РФ, а также Требования к составлению акта налоговой проверки, утвержденные Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@, не предусматривают, что вынесение налоговым органом и вручение налогоплательщику двух актов проверки свидетельствуют о недействительности решения, принятого по результатам выездной налоговой проверки.

Не предусматривает оснований для такого вывода и судебная практика.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 16.08.2007 по делу N А50-3705/2007 указал, что факт вручения двух актов сам по себе не является основанием для отмены оспариваемого решения инспекции, поскольку акт не подлежит судебному обжалованию, а потому не может нарушить прав и законных интересов предпринимателя.

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 30.11.2010 N А32-23415/2008-12/227 отклонил довод налогоплательщика о том, что составление по результатам налоговой проверки двух актов проверки, различавшихся по содержанию, объему налоговых прав и обязанностей, является нарушением существенных условий процедуры привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности и основанием для отмены принятого по результатам проверки решения, так как налогоплательщик не указал, какие его права и законные интересы нарушены и как эти нарушения повлияли на сущность принятого налоговым органом решения.

На основании изложенного вручение налоговым органом налогоплательщику двух актов проверки не может послужить основанием для признания недействительным решения налогового органа, принятого по результатам выездной налоговой проверки на основании п. 14 ст. 101 НК РФ.

М. Ю.Мордасов

Юридическая компания "Юново"

22.08.2013