Организация обратилась с заявлением к уполномоченному органу о предоставлении ей в собственность земельного участка, на котором находится объект недвижимости, принадлежащий ей на праве собственности. Организации было отказано в приватизации данного земельного участка, так как он находится на территории парка культуры и отдыха. Организация считает, что такой отказ не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает ее права и законные интересы

Имеет ли право данная организация на приватизацию спорного земельного участка?

Ответ: Организация не имеет права на приватизацию спорного земельного участка, так как он находится на территории земли общего пользования. В рассматриваемой ситуации на право приватизации спорного земельного участка не влияет тот факт, что на нем находится объект недвижимости, принадлежащий организации на праве собственности.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.

Также, как указано в п. 12 ст. 85 ЗК РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

На основании п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

В п. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) закрепляется, что настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона N 178-ФЗ покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов.

В силу прямого указания п. 8 ст. 28 Закона N 178-ФЗ парки относятся к земельным участкам общего пользования.

Таким образом, если земельный участок является участком общего пользования или включен в территорию земельного участка общего пользования, он не может быть приватизирован, даже если на нем находится объект недвижимости, принадлежащий организации на праве собственности.

Данная позиция также подтверждается примерами из судебной практики.

Обращаем внимание, что в Постановлении Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" закрепляется, что правомерным отказом в приобретении в собственность земельных участков, на которых расположены принадлежащие собственникам объекты недвижимого имущества, служит то обстоятельство, что законом установлен запрет на его приватизацию.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 10.04.2012 N 16662/11 указано, что право выкупа арендованного имущества не может быть предоставлено организации, так как оно относится к объектам культуры, то есть к объектам общего пользования, и что их приватизация не допускается.

Данным Постановлением Президиум ВАС РФ отменил решения нижестоящих судов (Постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 и ФАС Северо-Кавказского округа от 05.09.2011), указав, что данные решения нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права. Данные суды квалифицировали действия муниципального органа как действия, направленные исключительно на воспрепятствование реализации арендатором права на приобретение заявленного имущества.

Проанализировав данную позицию суда, мы можем применить ее к рассматриваемой ситуации по аналогии.

Также в Определении ВАС РФ от 10.06.2013 N ВАС-6747/13 закрепляется, что испрашиваемый участок находится на территории парка культуры и отдыха, относится к землям общего пользования, его приватизация невозможна.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации отказ в приватизации земельного участка, на котором находится объект недвижимости, принадлежащий организации на праве собственности, является правомерным. Данное следует из того, что парк культуры и отдыха, на территории которого расположен испрашиваемый участок, является местом общего пользования. Запрет на приватизацию подобных земельных участков (земель общего пользования) установлен ст. 85 ЗК РФ и ст. 28 Закона N 178-ФЗ. На ограничение запрета не влияет факт нахождения недвижимого имущества - собственности организации на данном земельном участке.

Ю. Ю.Терехина

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

22.08.2013