Наша организация осуществляет производство алкогольной продукции. С введением в действие гл.25 Налогового кодекса вправе ли мы уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на расходы, связанные с приобретением региональных специальных марок?

Ответ: С 1 января 2002 г. при налогообложении прибыли следует руководствоваться гл.25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации") (далее - Кодекс).

В связи с этим с 1 января 2002 г. организации при определении доходов и расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, руководствуются указанной главой Кодекса.

Расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу, должны соответствовать критериям, указанным в п.1 ст.252 Кодекса.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

С момента введения в действие гл.22 "Акцизы" Кодекса реализуемая алкогольная продукция подлежит обязательной маркировке региональными специальными марками (в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ).

По вопросу, касающемуся обязательной маркировки алкогольной продукции, следует руководствоваться Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон).

Статьей 5 Закона предусмотрено введение обязательной маркировки федеральными специальными марками, акцизными марками и региональными специальными марками алкогольной продукции, производимой и реализуемой на территории Российской Федерации.

Согласно ст.6 указанного Закона к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесено проведение государственного контроля за качеством, объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе через введение специальных защитных мер в отношении предназначенной для розничной продажи алкогольной продукции в соответствии с абз.4 п.2 и п.3 ст.12 Закона.

В соответствии с п.2 ст.12 указанного Закона алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции, произведенная на территории Российской Федерации и предназначенная для розничной продажи, маркируется региональными специальными марками того субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется ее розничная продажа. Указанные марки приобретаются организациями, учредившими акцизные склады, в порядке, определенном п.4 данной статьи.

Указанным пунктом предусмотрено, что порядок изготовления, порядок приобретения региональных специальных марок, их цена определяются субъектами Российской Федерации, на территориях которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, маркированной этими марками, по согласованию с государственным органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Кроме того, следует иметь в виду, что согласно указанному пункту цена федеральной специальной марки, акцизной марки, региональной специальной марки не может превышать 1 процента от установленной налоговой ставки на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов, предусмотренной ст.193 Налогового кодекса Российской Федерации.

Также следует учитывать, что согласно п.2 ст.12 указанного Федерального закона маркировка иной алкогольной продукции, а также маркировка иными не предусмотренными этим Федеральным законом марками не допускается.

В связи с изложенным если маркировка алкогольной продукции осуществляется в соответствии с действующим законодательством, то расходы по приобретению региональных специальных марок могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль при выполнении условий, определенных ст.252 Кодекса.

О. Б.Охонько

Советник налоговой службы РФ

III ранга

25.06.2002