Индивидуальный предприниматель приобрел оргтехнику (факс, ксерокс, телефон). В каком порядке данные расходы учитываются при исчислении налога на доходы физических лиц?
Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"
Ответ: В соответствии с п.3 ст.210, п.1 ст.221 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели имеют право уменьшить полученные доходы на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов ("Профессиональные налоговые вычеты"). При этом указанные расходы принимаются к вычету в составе затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций, в соответствии с соответствующими статьями гл.25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
Пункт 1 ст.252 НК РФ предусматривает, что расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, при условии что расходы произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией (материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации, прочие расходы), и внереализационные расходы (п.2 ст.252, п.2 ст.253 НК РФ). При этом перечни указанных расходов, содержащиеся в НК РФ, не являются исчерпывающими.
Стоимость оргтехники со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб., т. е. признаваемой для целей налогообложения амортизируемым имуществом, погашается путем начисления амортизации (п.1 ст.256 НК РФ).
Затраты на приобретение оргтехники, не являющейся амортизируемым имуществом, включаются в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода ее в эксплуатацию (пп.3 п.1 ст.254 НК РФ).
М. П.Тавшанжи
Центр исследований
проблем налогообложения
и бухгалтерского учета
21.06.2002