Государственное унитарное предприятие (ГУП) осуществляет строительство жилья для своих сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В связи с недостатком финансирования ГУП привлекает средства физических и юридических лиц в порядке долевого участия в строительстве
Разницу между взносами дольщиков в строительство жилого дома и себестоимостью полученных дольщиками квартир в виде части квартир в построенном доме ГУП распределяет среди своих сотрудников - очередников на жилье. Правомерно ли в данном случае освобождать от обложения НДС суммы превышения денежных средств, полученных от соинвесторов в порядке долевого участия на строительство жилого дома, над фактическими затратами по его строительству, оставшиеся в распоряжении ГУП? Если нет, то возможно ли освобождение данной организации от уплаты НДС при получении указанных денежных средств?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 мая 2002 г. N 04-03-11/34
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения налогом на добавленную стоимость сумм превышения денежных средств, полученных от соинвесторов в порядке долевого участия на строительство жилого дома, над фактическими затратами по его строительству, оставшихся в распоряжении организации, и сообщает.
Согласно пп.2 п.1 ст.162 гл.21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость включаются суммы, полученные в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). В связи с этим суммы превышения денежных средств, полученных от соинвесторов в порядке долевого участия на строительство жилого дома, над фактическими затратами по его строительству, оставшиеся в распоряжении организации, облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Аналогичный порядок налогообложения налогом на добавленную стоимость применялся также до 1 января 2001 г., то есть до введения в действие гл.21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации.
Что касается освобождения организации от уплаты налога на добавленную стоимость при получении указанных денежных средств, то в соответствии с действующим налоговым законодательством вопросы, связанные с предоставлением налоговых льгот, могут быть решены только на уровне законодательных органов власти путем внесения изменений и дополнений в действующий законодательный акт Российской Федерации по конкретному налогу. Минфину России расширять перечень действующих налоговых льгот право не предоставлено.
Учитывая изложенное, для освобождения организации от уплаты налога на добавленную стоимость при получении вышеуказанных денежных средств правовых оснований не имеется.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
Н. А.КОМОВА
21.05.2002