О возможности получения с 1 января 2014 г. имущественного налогового вычета по НДФЛ при покупке нескольких объектов недвижимости до полного использования его предельного размера

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 21 августа 2013 г. N 03-04-05/34150

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу возможности получения имущественного налогового вычета до полного использования его предельного размера и сообщает следующее.

Назначение имущественного налогового вычета состоит в содействии государства физическим лицам при строительстве либо при приобретении на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.

Предоставление имущественного налогового вычета является своеобразной формой участия государства в софинансировании социально значимых расходов физических лиц.

В этой связи происходило неоднократное увеличение предельного размера имущественного налогового вычета от 600 000 руб. в 2001 г. до 2 000 000 руб. начиная с 1 января 2008 г.

При этом повторное предоставление имущественного налогового вычета в соответствии с абз. 27 пп. 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не допускается.

Федеральным законом от 23.07.2013 N 212-ФЗ "О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 212-ФЗ), вступающим в силу с 1 января 2014 г., внесены существенные изменения в ст. 220 Кодекса, касающиеся, в частности, возможности получения имущественного налогового вычета до полного использования его предельного размера без ограничения количества установленных объектов недвижимого имущества, расходы по приобретению или строительству которых могут учитываться в составе имущественного налогового вычета.

Освобождение от уплаты налогов по своей природе - льгота, которая является исключением из вытекающих из ст. ст. 19 и 57 Конституции Российской Федерации принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы.

При этом исходя из положений п. 2 ст. 2 Закона N 212-ФЗ нормы указанного Закона применяются к налогоплательщикам, которые обращаются в налоговые органы за предоставлением имущественного налогового вычета в отношении объектов недвижимого имущества, в отношении которых документы, подтверждающие право на получение имущественного налогового вычета, датированы начиная с 1 января 2014 г.

Данная норма распространяется в равной мере на всех налогоплательщиков.

Распространение возможности получения имущественного налогового вычета при покупке нескольких объектов до полного использования его предельного размера на правоотношения по предоставлению имущественного налогового вычета, возникшие до 1 января 2014 г., приведут к существенным выпадающим доходам региональных, муниципальных (городских) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом большинство субъектов Российской Федерации являются дотационными.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

21.08.2013