Организация, работающая по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, понесла расходы по оплате охраны продовольственных товаров на складе. На данные расходы организация уменьшила валовую выручку. При проведении налоговой проверки налоговый орган не принял данные расходы. Правомерны ли действия налогового органа?
Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"
Ответ: В соответствии с п.2 ст.1 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие данного Федерального закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
Согласно п.2 ст.3 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ из валовой выручки организации, работающей по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, вычитается, помимо прочего, стоимость услуг, необходимых для обеспечения производственного процесса. При этом пояснений относительно состава данных услуг указанный Закон не содержит.
По мнению Минфина России, изложенному в Письме от 03.07.1998 N 04-02-10/1, для определения состава услуг, затраты на оплату которых вычитаются из валовой выручки организации, можно руководствоваться перечнем, приведенным в Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552 (действовало до 01.01.2002).
Подпунктом "е" п.2 данного Положения было установлено, что затраты на обеспечение сторожевой охраны являются производственными затратами, учитывающимися при налогообложении. При этом решение вопроса включения в себестоимость этих затрат не ставится в зависимость от того, осуществляется сторожевая охрана штатными работниками организации, путем привлечения специализированной охранной фирмы или путем привлечения специализированной охранной фирмы наряду с наличием в организации штатных работников по охране (см. Письмо Минфина России от 28.05.1998 N 16-00-16-106 "Об отнесении затрат, связанных с содержанием охраны предприятия").
01.01.2002 вступила в силу гл.25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ. Расходы на оплату услуг по охране имущества относятся к прочим расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль (п.1 ст.247, пп.6 п.1 ст.264 НК РФ).
Таким образом, считаем, что организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, вправе вычесть из валовой выручки сумму затрат на оплату услуг по охране продовольственных товаров на складе.
Сложившаяся арбитражная практика указывает на то обстоятельство, что поскольку Федеральный закон от 29.12.1995 N 222-ФЗ не дает какой-либо расшифровки понятия услуг, расходы на оплату которых учитываются при определении совокупного дохода, то в качестве таковых следует рассматривать любые услуги, так или иначе связанные с производственной деятельностью налогоплательщика (например, Постановление ФАС Восточно - Сибирского округа от 24.08.2000 N А19-3521/00-33-Ф02-1659/00-С1, Постановление ФАС Северо - Кавказского округа от 12.04.2001 N Ф08-976/2001).
А. И.Дыбов
Центр исследований
проблем налогообложения
и бухгалтерского учета
24.04.2002