Организация, занимающаяся продажей моторных масел, дизельного топлива и автомобильного бензина, закупает эти нефтепродукты в цистернах, а затем осуществляет их предпродажную подготовку: расфасовывает полученные партии в более мелкую потребительскую тару, не меняя при этом их технических, качественных и других показателей. Является ли данная подготовка нефтепродуктов к реализации объектом налогообложения акцизами?

Ответ: Согласно п.3 ст.182 Налогового кодекса РФ в целях гл.22 "Акцизы" к производству приравнены розлив подакцизных товаров, осуществляемый как часть общего процесса производства этих товаров в соответствии с требованиями государственных стандартов и (или) другой нормативно - технической документацией, регламентирующими процесс производства данных товаров и утвержденными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Таким образом, деятельность по розливу (упаковке, расфасовке) подакцизных нефтепродуктов рассматривается как объект налогообложения акцизами только в том случае, если порядок упаковки (розлива, расфасовки) тех или иных подакцизных нефтепродуктов в упаковочные единицы утвержден специальными правилами и представлен в нормативно - технической документации, в соответствии с которой осуществляется их производство, как часть общего производственного процесса, после которого эти нефтепродукты становятся самостоятельным готовым к применению товаром.

Так, например, ГОСТ Р 511313-99 "Бензины автомобильные. Общие технические требования" так же, как ГОСТ 305-82 "Топливо дизельное" и ГОСТы, регламентирующие производство моторных масел, содержит требования по упаковке этих нефтепродуктов по ГОСТу 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение".

В то же время ГОСТ 1510-84 предусматривает разделение видов тары под нефтепродукты на потребительскую, в которую упаковываются нефтепродукты, предназначенные для бытового потребления, и транспортную, в которую помещают потребительскую тару, либо нефтепродукты, не требующие упаковки в потребительскую тару.

При этом в соответствии с требованиями указанного ГОСТа нефтепродукты, предназначенные для бытового потребления, упаковывают в потребительскую металлическую и полимерную тару вместимостью не более 5 куб. дм (5 л), стеклянную - не более 1 куб. дм (1 л).

Таким образом, поскольку акцизами облагаются товары, предназначенные для реализации населению, т. е. в том числе и нефтепродукты, предназначенные для бытового потребления, они становятся готовым к реализации (потреблению) товаром только после их упаковки в потребительскую тару.

Вместе с тем если исходя из требований ГОСТа 1510-84 упаковка и, следовательно, реализация моторных масел в потребительской таре предусмотрены, то для автомобильных бензинов и дизельного топлива такие нормы не установлены.

Следовательно, для приобретения данными нефтепродуктами готового к реализации товарного вида их упаковка (розлив, расфасовка) в потребительскую тару не является обязательной.

Таким образом, исходя из норм и правил упаковки нефтепродуктов, установленных ГОСТ 1510-84, розлив (упаковка, расфасовка) нефтепродуктов в потребительскую тару как часть общего процесса их производства рассматривается лишь в отношении моторных масел.

Учитывая изложенное, в случае если организации или предприниматели осуществляют деятельность по расфасовке (розливу) моторных масел, приобретенных (или полученных на давальческих началах), то они как лица, осуществившие производство подакцизных товаров, должны исчислять и уплачивать акциз по объемам реализации или передачи расфасованных (разлитых) ими моторных масел в общеустановленном для таких операций порядке.

И. А.Давыдова

Советник налоговой службы РФ

III ранга

04.04.2002