Как избежать административной ответственности за правонарушения, выявленные в ходе проверки?

(Костылев К.) ("Акционерный вестник", 2012, N 9) Текст документа

КАК ИЗБЕЖАТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ВЫЯВЛЕННЫЕ В ХОДЕ ПРОВЕРКИ?

К. КОСТЫЛЕВ

Костылев Кирилл, эксперт журнала "Акционерный вестник".

Чем полезен материал: знание о том, как устранить административное правонарушение, выявленное в ходе проверки, и изучение чужого опыта позволят компании навести порядок в своих документах и избежать тем самым ответственности.

Кому полезен: руководителю общества, юристу.

Административные правонарушения, которые рассматривались ранее (см. "АВ" N 8 за 2012 г. - Прим. редакции), как правило, устранимы. Их можно исправить, предоставив информацию о проделанной компанией "работе над ошибками" инспекторам ФСФР России. Это можно сделать посредством подачи официального письма во время проверки либо возражением на соответствующий акт проверки. Зачастую инспекторы пытаются привлечь компании к ответственности за правонарушения, которые судами признаются малозначительными. Согласно статье 2.9 КоАП РФ такие нарушения могут быть расценены судами как деяния, не соответствующие тяжести правонарушения и степени вины лица, привлеченного к ответственности. Рассмотрим детально типичные ошибки, допускаемые работниками АО в рамках своей деятельности, а также вопрос административной ответственности, возлагаемой за их совершение, и попытаемся найти способы минимизации рисков. 1. Нарушение порядка и сроков хранения документов, условий регистрации эмиссии ценных бумаг, а также порядка ведения реестра владельцев ценных бумаг. Часто в ходе проверки контролерами выясняется, что у компании отсутствуют внутренние документы (устав, положения органов управления, комитетов и т. д.), срок хранения которых на момент проведения проверки еще не истек, или же они есть, но в них отсутствует необходимая информация. Какая ответственность возлагается за совершение данного правонарушения. Согласно ч. 1 ст. 13.25 КоАП РФ нарушение установленных порядка и сроков хранения документов грозит компании штрафом в размере: - для должностных лиц - от 2500 до 5000 тысяч рублей; - для юридических лиц - от 200 000 до 300 000 рублей. Как это выглядит на практике. Какой вердикт будет вынесен, опять же зависит от конкретных обстоятельств дела. Общество может добиться отмены постановления о привлечении к ответственности по части 1 ст. 13.25 КоАП РФ за необеспечение им сохранности документов, хранение которых предусмотрено законом. Поводом для отмены постановления, к примеру, могут быть корпоративные споры, создавшие препятствия в обеспечении сохранности документов, и принятие соответствующих мер со стороны общества по истребованию и восстановлению документов. Таким образом, вина общества не может быть установлена <1>. -------------------------------- <1> Постановление ФАС Уральского округа от 28.11.2011 N Ф09-7551/11 по делу N А71-540/2011.

При этом есть многочисленные примеры, когда компания действительно совершила административное правонарушение. Например, нарушила требования п. 1 ст. 89 Закона об АО, Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденного Постановлением ФКЦБ РФ от 16.07.2003 N 03-33/пс, в части хранения внутренних документов общества, которое выразилось в их отсутствии в АО <2>. -------------------------------- <2> Постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2011 по делу N А23-573/2011, ФАС Поволжского округа от 23.07.2010 по делу N А65-7550/2010.

Как минимизировать риски. У общества есть возможность избежать ответственности за указанные нарушения, поскольку они являются устранимыми. Иными словами, если в ходе проверки сотрудники ФСФР обнаружат нарушения, то у общества есть возможность исправить допущенные ошибки, например запросить утраченные документы в соответствующем государственном органе РФ и затем предоставить их инспекторам ФСФР России. Так, за свидетельством о создании юридического лица нужно обратиться в Федеральную налоговую службу России, а за дубликатами уведомления, решения, отчета о государственной регистрации выпусков ценных бумаг - в ФСФР России.

В соответствии с пунктом 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

2. Нарушения правил ведения реестра акционеров (ведения анкет зарегистрированных лиц, выдачи выписок из реестра акционеров, проведения операций в реестре акционеров). Какая ответственность возлагается за совершение данного правонарушения. Согласно ч. 1 ст. 15.22 КоАП РФ незаконный отказ или уклонение от внесения записей в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг либо внесение таких записей без оснований, предусмотренных федеральными законами, либо внесение в реестр недостоверных сведений, а равно невыполнение или ненадлежащее выполнение лицом, осуществляющим ведение реестра, требований владельца ценных бумаг или уполномоченного им лица, а также номинального держателя ценных бумаг о предоставлении выписки из системы ведения реестра по лицевому счету влечет наложение административного штрафа в размере: - на должностных лиц - от 30 000 до 50 000 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; - на юридических лиц - от 700 000 тысяч до 1 миллиона рублей.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дела об административных правонарушениях, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ).

Как это выглядит на практике. Довольно часто обществу удается избежать административной ответственности. Ведь факт нарушения нужно еще и доказать. Зачастую в ходе судебного разбирательства оказывается, что у контролеров нет достаточных доказательств. В одном из таких случаев суд правомерно удовлетворил требования об отмене постановления о привлечении к административной ответственности за ненадлежащее выполнение лицом, осуществляющим ведение реестра владельцев ценных бумаг, требований владельца о предоставлении выписки из системы ведения реестра по лицевому счету, поскольку факт причинения существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в результате совершения заявителем вменяемого правонарушения не был доказан <3>. -------------------------------- <3> Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.06.2011 по делу N А33-14538/2010.

Или, например, в ходе рассмотрения дела суд приходит к выводу, что в действиях общества отсутствует состав вменяемого правонарушения по п. 1 ст. 15.22 КоАП РФ. Кроме того, общество, как выяснилось, не нарушало правил ведения реестра владельцев ценных бумаг <4>. -------------------------------- <4> Постановление ФАС Московского округа от 23.03.2010 N КА-А40/2249-10 по делу N А40-115509/09-148-651.

Еще одно основание для отмены постановления о привлечении к административной ответственности - отсутствие факта причинения существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в результате совершения вменяемого правонарушения <5> или же освобождение от ответственности ввиду малозначительности правонарушения <6>. -------------------------------- <5> Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.06.2011 по делу N А33-14538/2010. <6> Постановление ФАС Уральского округа от 12.12.2011 N Ф09-7924/11 по делу N А76-24549/2010.

Как минимизировать риски. Как видно из приведенной судебной практики, компания имеет все шансы избежать ответственности. Для этого юристу общества надо проверить, не были ли допущены в обществе следующие наиболее распространенные на практике ошибки: - отсутствие в анкетах зарегистрированных лиц формы выплаты доходов по ценным бумагам, способа доставки выписок из реестра, отметок АО об исполнении документов; - отсутствие в АО лица, ответственного за совершение записей перехода прав на ценные бумаги в системе ведения реестра акционеров; - отсутствие в АО утвержденных правил ведения реестра акционеров и правил внутреннего документооборота и контроля; - отсутствие в правилах ведения реестра акционеров порядка раскрытия информации о форме анкеты зарегистрированного лица и передаточного (залогового) распоряжения; - отсутствие информации о доступе к архиву, отсутствие формы внутренних документов регистратора в положении о порядке учета, обработки и хранения документов и информации, необходимой для ведения реестра акционеров; - отсутствие всей необходимой информации в регистрационном журнале и журнале учета входящих документов реестра акционеров. 3. Нарушения порядка подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров (далее - ОСА). Наибольшее количество нарушений требований Закона об АО и Постановления ФКЦБ РФ от 31.05.2002 N 17/пс "Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров" (далее - Положение об ОСА) компании совершают в части: - порядка и сроков уведомления акционеров о проведении ОСА; - порядка составления списка лиц, имеющих право участвовать в ОСА; - включения кандидатов акционера в исполнительный орган АО; - предоставления акционеру информации при подготовке к проведению ОСА; - отсутствия в тексте сообщения о проведении ОСА порядка ознакомления с информацией (материалами), подлежащей предоставлению при подготовке к его проведению, и адреса (адресов), по которому с ней можно ознакомиться. Какая ответственность возлагается за совершение данного правонарушения. В статье 15.23.1 КоАП РФ определены размеры штрафов за возможные нарушения, которые допускаются акционерными обществами при подготовке, созыве и проведении общего собрания акционеров. Следует отметить, что штрафы предусмотрены весьма внушительные. Так, в частности, незаконный отказ в созыве или уклонение от созыва ОСА или нарушение порядка составления списков лиц, имеющих право на участие в нем, может обойтись компании от 500 000 до 700 000 тысяч рублей. Как это выглядит на практике. Вердикт суда, безусловно, зависит от конкретных обстоятельств дела. Общество может быть привлечено к ответственности, например, за проведение внеочередного общего собрания акционеров без направления акционерам в установленные сроки сообщения о его проведении <7> или нарушение срока опубликования сообщения о проведении общего собрания акционеров <8>. -------------------------------- <7> Постановление ФАС Московского округа от 22.11.2011 по делу N А40-77884/10-145-424. <8> Постановление ФАС Дальневосточного округа от 06.12.2010 N Ф03-8148/2010 по делу N А04-2080/2010.

Но оно может избежать ответственности в силу малозначительности совершенного им правонарушения <9> или же вследствие того, что в действиях компании суд не усмотрел существенной угрозы правоотношениям <10>. -------------------------------- <9> Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.09.2010 по делу N А33-2694/2010. <10> Постановление ФАС Уральского округа от 24.05.2011 N Ф09-2744/11-С1 по делу N А71-10798/10А5.

Как минимизировать риски. Рассмотренные правонарушения являются в большинстве случаев малозначительными и не несут существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям. Однако работникам акционерного общества следует своевременно предпринимать необходимые меры, чтобы не допускать подобных досадных ошибок, а в случае их совершения постараться устранить их до момента судебного разбирательства.

Обратите внимание. Члены совета директоров (наблюдательного совета), ревизионной комиссии, счетной комиссии или ликвидационной комиссии АО (а также ООО), голосовавшие против решения, приведшего к нарушению требований федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов, к ответственности, предусмотренной ст. 15.23.1 КоАП РФ, не привлекаются.

4. Нарушение сроков подачи документов на государственную регистрацию решений и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг. Какая ответственность возлагается за совершение данного правонарушения? Согласно ст. 15.17 КоАП РФ нарушение эмитентом установленного порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере: - на должностных лиц эмитента - от 10 000 до 30 000 рублей; - на юридических лиц - от 500 000 до 700 000 рублей. Как это выглядит на практике. Акционерные общества, нарушившие требования Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР от 25.01.2007 N 07-4/пз-н, в части нарушения сроков предоставления документов в ФСФР с целью регистрации выпуска ценных бумаг и отчета об итогах их выпуска, рискует быть привлеченным к административной ответственности <11>. -------------------------------- <11> Постановления ФАС Московского округа от 30.06.2010 N КА-А40/6378-10 по делу N А40-10487/10-21-52, ФАС Западно-Сибирского округа от 02.09.2011 по делу N А45-3278/2011, ФАС Поволжского округа от 03.05.2011 по делу N А65-23813/2010.

Но если суд признает допущенные обществом нарушения малозначительными, то в отношении компании постановление о привлечении к ответственности по ст. 15.17 КоАП РФ может быть и отменено <12>. -------------------------------- <12> Постановление ФАС Уральского округа от 08.04.2011 N Ф09-1623/11-С1 по делу N А50-21302/10.

Рекомендация. Раз в год проводите правовой аудит внутренних документов АО за предшествующий календарный год с целью выявления допущенных ошибок, которые могут повлечь привлечение АО к административной ответственности.

Как минимизировать риски. Общество может избежать ответственности за подобные нарушения ввиду их малозначительности, но при условии, если судья, рассматривающий дело, сочтет, что пропущенный срок на подачу документов в ФСФР России является незначительным или общество предоставило доказательства (справки из государственных учреждений о болезни, утрате документов и т. д.), подтверждающие, что срок был пропущен по причинам, которые оно не могло предвидеть или предотвратить, включая такие причины, как форс-мажор. 5. Нарушение срока выплаты объявленных дивидендов. Зачастую компании нарушают сроки выплаты объявленных дивидендов. Какая ответственность возлагается за совершение данного правонарушения. Согласно ст. 15.20 КоАП РФ воспрепятствование осуществлению прав, удостоверенных ценными бумагами, а равно нарушение срока выплаты объявленных дивидендов влечет наложение административного штрафа в размере: - на должностных лиц - от 20 000 до 30 000 тысяч рублей; - на юридических лиц - от 500 000 до 700 000 тысяч рублей. Как это выглядит на практике. Компании довольно часто нарушают сроки выплаты дивидендов, хотя зачастую сами акционеры виноваты в неполучении дивидендов. Так, в частности, акционер общества ссылался на несвоевременное перечисление ему дивидендов, начисляемых на принадлежащие ему обыкновенные акции. Но суд отказал ему, поскольку не обнаружил оснований по ст. 395 ГК РФ, поскольку до момента получения претензии акционера общество не имело возможности перечислить причитающиеся ему дивиденды ввиду отсутствия информации о банковских реквизитах акционера <13>. Аналогичный вердикт будет вынесен и в случае, если акционер не совершит действий, необходимых для того, чтобы компания смогла исполнить свои обязательства по выплате дивидендов. Следовательно, в соответствии с положениями п. 3 ст. 406 ГК РФ ответчик не должен платить проценты за время просрочки кредитора, а также возмещать убытки <14>. -------------------------------- <13> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.10.2011 по делу N А56-57929/2010. <14> Постановление ФАС Московского округа от 07.11.2008 N КГ-А40/8013-08 по делу N А40-48020/07-62-447.

Как минимизировать риски. Компании, безусловно, нужно тщательно следить и соблюдать сроки выплаты объявленных дивидендов и в случае нарушений со своей стороны быть готовой нести ответственность за допущенные правонарушения. Но если же АО не смогло выполнить свои обязанности из-за тех или иных действий самого акционера, рассчитывающего на получение дивидендов, но не получившего их, ему придется выстраивать надежную линию защиты в суде. 6. Нарушение порядка и срока раскрытия информации. В ходе проведения проверки инспекторы ФСФР чаще всего находят в компаниях нарушения в сфере: - обязательного раскрытия информации в соответствии со ст. 92 Закона об АО; - раскрытия в сети Интернет всех ежеквартальных отчетов и сообщения о существенных фактах; - раскрытия информации, предусмотренной главой VIII Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР РФ от 04.10.2011 N 11-46/пз-н; - процедуры раскрытия этапов государственной регистрации эмиссии ценных бумаг. Какая ответственность возлагается за совершение данного правонарушения? Согласно ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ нераскрытие или нарушение эмитентом порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме и (или) предоставление недостоверной информации и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа в размере: - на должностных лиц - от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; - на юридических лиц - от 700 000 до 100 0000 рублей. Как это выглядит на практике. Компании, нарушившие требования Закона об АО и Положения о раскрытии в части отсутствия на странице в сети Интернет документов АО (годовые отчеты, годовая бухгалтерская отчетность, списки аффилированных лиц и ежеквартальные отчеты и т. д.) и не опубликовавшие информацию в ленте новостей на сайте информационного агентства, обязательное раскрытие и опубликование которых предусмотрено требованиями вышеуказанных нормативных актов РФ, безусловно, понесут наказание <15>. -------------------------------- <15> Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 15.09.2011 по делу N А63-132/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 30.08.2011 по делу N А70-23/2011.

Но если в деле будет отсутствовать вина общества <16> или же его правонарушение окажется малозначительным <17>, судом будет отменено постановление о привлечении к ответственности по статье 15.19 КоАП РФ. -------------------------------- <16> Постановление ФАС Дальневосточного округа от 11.07.2011 N Ф03-2797/2011 по делу N А51-19077/2010. <17> Постановление ФАС Уральского округа от 30.08.2011 N Ф09-5314/11 по делу N А60-2972/2011.

Как минимизировать риски. Важно, чтобы до момента судебного разбирательства работниками АО были предприняты необходимые меры для устранения совершенного правонарушения, такие, как раскрытие информации на странице в сети Интернет и опубликование информации в ленте новостей на сайте информационного агентства.

Рекомендация. Предоставляйте информацию инспекторам об устранении выявленных нарушений в ходе проверки и в ответе (возражении) на акт проверки, тем самым исключая возможность их отражения в акте проверки, а также снижая возможность привлечения АО к административной ответственности.

Приведенные ниже нарушения довольно часто встречаются на практике в АО. Вместе с тем они не рассматриваются инспекторами как существенные (за совершение которых АО может быть привлечено к административной ответственности) и являются устранимыми как в ходе проведения проверки, так и по ее результатам. Несоответствие внутренних документов АО требованиям действующего законодательства РФ. Одними из часто встречаемых и устранимых нарушений, выявляемых в ходе проведения проверки, являются: - отсутствие в годовом отчете АО сведений о положении компании в отрасли, перспективы ее развития и отчет совета директоров (наблюдательного совета) АО о результатах развития компании по приоритетным направлениям деятельности; - отсутствие в уставе общества следующих сведений: количества, номинальной стоимости, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типов привилегированных акций, размещаемых обществом; прав акционеров - владельцев акций каждой категории (типа); сведения о филиалах и представительствах общества; - несоответствие бюллетеней для голосования требованиям ст. 60 Закона об АО и пп. 2.12, 2.13 Положения об ОСА; - несоответствие протоколов ОСА требованиям ст. 63 Закона об АО и пп. 5.1, 5.2, 5.7, 5.8 Положения об ОСА; - несоответствие протоколов счетной комиссии требованиям ст. 62 Закона об АО и пп. 5.3, 5.4, 5.7, 5.8 Положения об ОСА; - несоответствие протоколов заседаний СД требованиям п. 4 ст. 68 Закона об АО и пп. 5.7, 5.8 Положения об ОСА; - несоответствие отчетов об итогах голосования на ОСА требованиям пп. 5.5, 5.6 Положения об ОСА. Нарушение порядка подготовки, созыва и проведения заседаний исполнительных органов (руководитель и правление АО), а также совета директоров. Здесь встречаются нарушения требований Закона об АО в части отсутствия необходимого количественного состава и наличия кворума при проведении заседаний, а также нарушение порядка голосования и ведения протокола исполнительных органов АО. Нарушение процедуры приобретения и выкупа АО выпущенных акций. Часто нарушается порядок и сроки приобретения и выкупа акций у акционеров, включая определение цены выкупа, номинальную стоимость выкупленных АО акций, порядок реализации выкупленных акций, срок уведомления акционеров о наличии права требования их выкупа, содержание решения о приобретении акций. Нарушения, связанные со счетной комиссией (далее - СК). Чаще всего компании допускают следующие нарушения: - в АО отсутствует счетная комиссия; - количественный состав членов СК не соответствует количественному составу, определенному в уставе АО. Нарушения, связанные с ревизионной комиссией (ревизор) или аудитором. Чаще всего при проверках "всплывают" следующие нарушения, допускаемые обществом: - несоответствие количественного состава членов ревизионной комиссии количественному составу, определенному в уставе АО; - нет подтверждения ревизионной комиссией достоверности данных, содержащихся в годовом отчете и годовой бухгалтерской отчетности АО; - нет заключений ревизионной комиссии или аудитора по результатам проведенных проверок финансово-хозяйственной деятельности АО. Нарушение процедуры формирования резервного фонда. Нарушения процедуры формирования резервного фонда чаще всего связаны с отсутствием ежегодных отчислений в него. Отсутствие АО по месту нахождения, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Если компания отсутствует по местонахождению, указанному в ЕГРЮЛ, группой инспекторов составляется акт об отсутствии. После этого они направляют запрос в ФНС о данном факте с целью получения информации о действительном адресе, по которому находится исполнительный орган АО.

Рекомендация. Если нет возможности устранить выявленные нарушения сразу в ходе проведения проверки или в момент написания ответа (возражений) на акт проверки, нужно постараться исправить допущенные ошибки в кратчайшие сроки, не доводя дело до составления протокола об административном правонарушении и последующего судебного разбирательства.

В заключение хотим обратить внимание на то, что сокращение количества нарушений АО, выявленных ФСФР при проведении выездной проверки, зависит от квалификации работников АО как до начала ее проведения, так и во время, и тем более после ее завершения. Как показал анализ судебной практики, арбитры не склонны к системному применению штрафных санкций к компаниям, нарушившим требования законодательства РФ, и дают им возможность избежать привлечения к административной ответственности в случае устранения выявленных нарушений в кратчайший срок или своевременного предоставления официальных документов, подтверждающих невозможность их исполнения по причинам, не зависящим от исполнителей, вследствие наступления непредвиденных фактов и действий.

------------------------------------------------------------------

Название документа