Каково определение для целей налогообложения прибыли организации, реализующей покупные товары народного потребления, понятия "уровень цен", используемого при формулировке текста пп.4 п.2 ст.40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени?

Ответ: Согласно п.2.5 Инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (действующей до 01.01.2002 - даты вступления в силу гл.25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации) для целей налогообложения цена товаров, работ или услуг определяется в соответствии с положениями ст.40 части первой НК РФ.

На основании п.6 ст.274 введенной в действие с 01.01.2002 гл.25 части второй НК РФ для целей данной статьи, определяющей налоговую базу для расчета налога на прибыль в соответствии со ст.247 НК РФ, рыночные цены определяются также в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному абз.2 п.3 и п. п.4 - 11 ст.40 НК РФ на момент реализации или совершения внереализационных операций (без включения в них налога на добавленную стоимость, акциза и налога с продаж).

В соответствии с п.1 названной статьи для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделок, за исключением специально оговоренных в данной статье случаев. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Совместным Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 9 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" даны разъяснения в части применения ст.40 НК РФ.

В п.3 данного Постановления указано, что ст.40 Кодекса закреплены принципы определения цены товаров, работ, услуг для целей налогообложения.

Данной статьей установлена презумпция соответствия договорной цены уровню рыночных цен и предусмотрены основания и порядок опровержения налоговым органом этой презумпции.

При разрешении споров, связанных с определением цены товаров, работ, услуг для целей налогообложения, следует исходить из того, что указанная сторонами сделки цена может быть оспорена налоговым органом в этих целях только в случаях, перечисленных в п.2 ст.40 НК РФ, а именно: по сделкам между взаимозависимыми лицами; по товарообменным (бартерным) операциям; при совершении внешнеторговых сделок при отклонении более чем на 20 процентов от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени.

Следовательно, в иных случаях налоговый орган не вправе оспаривать для целей налогообложения цену товаров, работ, услуг, указанную сторонами в сделке.

В соответствии с пп.4 п.2 ст.40 НК РФ при значительном колебании (более чем на 20 процентов в ту или иную сторону) уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени, налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен по сделкам.

Так, если в ходе проверки будет установлено, что цены на определенные товары (работы, услуги) отклоняются больше чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), то налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога на прибыль и пени.

Однако в соответствии с п.3 ст.40 НК РФ, если значительные отклонения (или скидки) вызваны сезонными колебаниями цен, а также иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги); потерей качества товаров или их иных потребительских свойств, истечением (приближением даты истечения) срока годности, реализацией опытных моделей и образцов товаров, продвижением на рынки новых товаров, а также продвижением товаров на новые рынки, то доначисление налога на прибыль по таким сделкам производиться не будет.

Для вышеуказанных целей рекомендуется определять сложившуюся в ходе хозяйственной практики налогоплательщика средневзвешенную рыночную цену идентичных (однородных) товаров в пределах непродолжительного периода времени.

Согласно п.3 ст.40 НК РФ сравнение этой средневзвешенной рыночной цены с конкретной ценой сделки (в том числе складывающейся из цен товаров в каждой партии) дает основание налоговым органам для возможного уточнения налогооблагаемой базы, если это отклонение превышает 20 процентов в ту или иную сторону.

Организация может использовать следующий порядок расчета средневзвешенной цены и утверждать его в приказе об учетной политике для целей налогообложения.

Формула расчета средневзвешенной цены:

Средневзвешенная цена = P1 x X1 + P2 x X2 +...+ PN x XN,

где X1, X2... XN - цены, по которым продавались партии идентичных (однородных) товаров в течение непродолжительного периода времени (например, квартала);

P1, P2... PN - "веса" товаров, проданных по соответствующим ценам.

"Вес" товаров, проданных по определенной цене, определяется как отношение числа товаров, проданных по определенной цене, к общему числу проданных в течение непродолжительного периода времени (квартала) товаров.

Пример. В течение непродолжительного периода времени (квартала) организация продала 14 крышек тремя партиями с разными ценами.

Товар (крышки) Кол - во (шт.) Цена без НДС Цена за 1 шт.

(руб.) (руб.)

(1 партия) 5 320 64

(2 партия) 6 420 70

(3 партия) 3 240 80

Средневзвешенная цена = 64 руб. x 5/14 + 70 руб. x 6/14 + 80 руб. x 3/14 = 69 руб.

Если отклонение цены одной крышки хотя бы в одной партии крышек от средневзвешенной цены составляет более 20 процентов, налоговый орган вправе проконтролировать цены для целей налогообложения.

Допустимое отклонение от средневзвешенной цены в данном случае составляет 13 руб. (69 руб. x 20%).

В нашем примере отсутствует недопустимое отклонение (свыше 20 процентов) цен товаров (крышек) во всех трех партиях от средневзвешенной цены, следовательно, налоговый орган не вправе осуществлять контроль за правильностью применения цен по данным сделкам.

В противном случае для последующего налогового контроля необходимо определить рыночную цену на эти товары в соответствии с порядком, изложенным в п. п.4 - 11 ст.40 НК РФ. При этом корректировке в целях доначисления налогов и пени будут подлежать только те цены, которые окажутся ниже рыночной цены (при условии, что эти цены отклоняются от рыночных более чем на 20 процентов).

Г. Ч.Парфенова

Советник налоговой службы

III ранга

15.03.2002