Согласно пп.5 п.1 ст.63 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов, поступающих во внебюджетные фонды, являются органы соответствующих внебюджетных фондов. Пунктом 3 ст.9 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусмотрено, что финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ

Таким образом, единый социальный налог уплачивается частично в федеральный бюджет, а частично - в Пенсионный фонд РФ.

В связи с вышеизложенным просим разъяснить, какой уполномоченный орган в настоящее время принимает решение об изменении срока уплаты единого социального налога, поступающего в федеральный бюджет?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 15 марта 2002 г. N 04-04-04/33

Минфин России рассмотрел письмо по вопросу принятия решения об изменении срока уплаты единого социального налога, поступающего в федеральный бюджет, и сообщает следующее.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога и сбора предоставляется в порядке и на условиях, изложенных в ст.64 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В соответствии с пп.5 п.1 ст.63 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении срока уплаты налога и сбора (далее - уполномоченные органы), поступающих во внебюджетные фонды, являются органы соответствующих внебюджетных фондов. В связи с тем что в соответствии с п.3 ст.9 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет, впоследствии передаваемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) для обеспечения выплаты базовой пенсии, а финансирование выплат страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета ПФР, и в целях повышения эффективности осуществления контроля за поступлением налога и организации единого порядка работы по предоставлению отсрочки и рассрочки по уплате единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование целесообразно принятие решения об изменении срока уплаты налога и сбора одним уполномоченным органом - ПФР.

Минюст России 25 декабря 2001 г. N 3129 зарегистрировал Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 5 сентября 2001 г. N 146 "Об утверждении Порядка организации работы по предоставлению налогоплательщикам отсрочки или рассрочки по уплате авансового платежа в составе единого социального налога (взноса) в части, подлежащей зачислению в Пенсионный фонд Российской Федерации".

Пенсионный фонд Российской Федерации считает, что после регистрации в Минюсте России соответствующих изменений, связанных с установлением с 1 января 2002 г. обязанности страхователей уплачивать в бюджет ПФР страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и изменением порядка уплаты единого социального налога, вышеуказанный Порядок может применяться для реализации положений ст. ст.61 - 64 НК РФ. Минфин России поддерживает позицию ПФР.

Заместитель Министра финансов

Российской Федерации

М. А.МОТОРИН

15.03.2002