Меры государственной поддержки процессов финансового оздоровления несостоятельных организаций

(Безбородова Т. И.) ("Юрист", 2012, N 17) Текст документа

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОЦЕССОВ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Т. И. БЕЗБОРОДОВА

Безбородова Татьяна Ивановна, доцент кафедры бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности ВЗФЭИ, филиал в г. Пензе, кандидат экономических наук.

Анализ правовых вопросов в сфере реализации мер государственной поддержки процессов финансового оздоровления несостоятельных организаций является актуальной задачей. По мнению автора, размер предоставляемого обеспечения на этапе финансового оздоровления определяется до проведения первого собрания кредиторов, т. е. на внесудебном этапе банкротства.

Ключевые слова: финансовое оздоровление, реструктуризация задолженности, план (программа) финансового оздоровления.

Measures of state support of processes of financial sanation of insolvent organizations T. I. Bezborodova

Analysis of legal issues in the sphere of realization of measures of state support of processes of financial sanation of insolvent organizations is a topical task. The author believes that the amount of security provided is defined before carrying out of the first meeting of creditors, i. e. at extrajudicial stage of bankruptcy.

Key words: financial sanation, restructuring of debt, plan (program) of financial sanation.

Неудовлетворительная работа менеджмента предприятия и пассивное, стороннее наблюдение за ней со стороны государства ведут к снижению его платежеспособности, финансовой неустойчивости, производственной нестабильности, а в особо тяжелых случаях и к банкротству. В целях восстановления платежеспособности хозяйствующего субъекта и погашения задолженности Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" введена процедура финансового оздоровления, за исключением финансовых организаций. Меры восстановления платежеспособности должника могут определяться как собственником имущества должника - унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом в условиях санации, так и кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником и в ходе проведения процедур внешнего управления, что является неотъемлемой частью антикризисного управления. В нормативно-правовых актах она известна как программа финансового оздоровления. Финансовое оздоровление как процедура банкротства определяется арбитражным судом на основании решения первого собрания кредиторов, протокол которого представляет временный управляющий вместе с отчетом (табл. 1) [1].

Таблица 1

Условия введения процедуры финансового оздоровления арбитражным судом

Решения первого Решение Наличие ходатайства, Обеспечение График погашения собрания кредиторов арбитражного гарантии обязательств должника задолженности суда

первым собранием выносит если имеется предоставление график погашения кредиторов не определение ходатайство достаточного задолженности должен принято решение о введении учредителей обеспечения исполнения предусматривать начало одной из процедур, финансового (участников) обязательств должника в погашения задолженности применяемых в деле оздоровления должника, соответствии с графиком не позднее чем через о банкротстве собственника погашения задолженности, месяц после вынесения имущества должника - размер которого должен арбитражным судом первым собранием может вынести унитарного превышать размер определения о введении кредиторов принято определение предприятия, обязательств должника, финансового оздоровления решение об о введении уполномоченного включенных в реестр и погашение требований обращении в финансового государственного требований кредиторов кредиторов ежемесячно, арбитражный суд оздоровления органа, а также на дату проведения пропорционально, с ходатайством третьего лица или первого собрания равными долями в о введении внешнего третьих лиц кредиторов, не менее течение года с даты управления или о чем на двадцать процентов начала удовлетворения признании должника требований кредиторов банкротом и предоставление сумма, на которую выдана (погашения задолженности) об открытии банковской банковская гарантия, конкурсного гарантии в должна превышать размер производства качестве обязательств должника, обеспечения включенных в реестр исполнения требований кредиторов обязательств на дату проведения должника первого собрания кредиторов, не менее чем на двадцать процентов

первым собранием вводится предлагаются срок, график кредиторов принято арбитражным погашения задолженности решение о введении судом и план финансового процедуры финансовое оздоровления финансового оздоровление оздоровления

Суд при этом не может оценивать ни реальность и исполнимость представленных документов, ни целесообразность введения любой процедуры банкротства. Обоснование возможности восстановления платежеспособности должника в заключении временного управляющего во многом зависит от его профессионализма и неформального подхода, что в дальнейшем скажется на качестве плана финансового оздоровления и реальности погашения задолженности по графику, что является предметом контроля уполномоченного органа. С этой целью разграничены полномочия уполномоченного органа по представлению интересов РФ как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России (табл. 2). Им арбитражный управляющий предоставляет информацию в части выполнения графика погашения мораторной задолженности, в случае отказа это приводит к замене саморегулируемой организации арбитражных управляющих [5].

Таблица 2

Разграничение полномочий уполномоченного органа по представлению интересов РФ как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства <1>

Показатели Организации первой группы Организации второй группы Организации третьей группы

Группы организаций для - стратегические предприятия - градообразующие - относятся предприятия целей представления и организации в соответствии предприятия, не отнесенные к и организации, не интересов государства с утвержденным перечнем; первой группе; отнесенные к первой и в деле о банкротстве и - организации, отнесенные - организации, задолженность второй группам процедурах банкротства к категории крупнейших которых по обязательным налогоплательщиков платежам и денежным по показателям обязательствам перед РФ в финансово-экономической совокупности составляет от 50 деятельности и подлежащие миллионов рублей до 100 налоговому администрированию миллионов рублей; на федеральном и - унитарные предприятия, региональном уровнях; имущество которых принадлежит - предприятия и организации, на праве собственности задолженность которых субъекту РФ или муниципальному по обязательным платежам и образованию; денежным обязательствам - унитарные предприятия, перед РФ в совокупности имущество которых принадлежит составляет не менее чем сто на праве собственности РФ и в миллионов рублей; отношении которых ФНС России - унитарные предприятия, принято решение о передаче во имущество которых вторую группу организаций принадлежит на праве собственности РФ

Орган, осуществляющий ИФНС России обязана направить сведения соответственно в ФНС ИФНС России представляет контроль за России и УФНС России по субъекту Российской Федерации и ходатайство в выполнением должником действовать согласно полученным указаниям арбитражный суд обязательств в о досрочном прекращении соответствии с финансового оздоровления графиком погашения и направляет требование задолженности арбитражному управляющему о созыве собрания кредиторов

Однако эффективность контроля ИФНС России за графиком погашения задолженности по налогам и сборам стратегических организаций оборонно-промышленного комплекса и сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемая в рамках программы финансового оздоровления, несколько выше, нежели от процедуры финансового оздоровления по другим организациям. Этому можно найти ряд объяснений. Определение арбитражного суда о введении процедуры финансового оздоровления стратегическим предприятиям или организациям может быть вынесено и по ходатайству федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в том числе посредством предоставления государственных гарантий, в соответствии с графиком погашения задолженности. Размер предоставляемого обеспечения определяется до проведения первого собрания кредиторов, т. е. на внесудебном этапе банкротства, и не может быть менее размера обязательств должника, отраженных в бухгалтерском балансе на последнюю отчетную дату. Утвержденный арбитражным судом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно равными долями в течение года с даты начала погашения требований кредиторов. Для восстановления платежеспособности организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности государства или социально-экономическую значимость, предоставляются субсидии из федерального бюджета с целью предупреждения банкротства. Финансовое оздоровление сельскохозяйственной организации, как и крестьянского (фермерского) хозяйства, вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. В случае если в ходе финансового оздоровления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями или другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок финансового оздоровления может быть продлен на год при условии изменения графика погашения задолженности. Сельскохозяйственным товаропроизводителям и стратегическим предприятиям предоставляется право на участие в программе финансового оздоровления, если отсутствует дело в арбитражном суде о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) [2, 3, 4]. То есть государство принимает непосредственное участие в финансовом оздоровлении таких организаций, что касается иных, то им стоит уповать лишь на ходатайство третьих лиц, неисполнение обязательств должника которыми в соответствии с графиком погашения задолженности в течение более чем пять дней влечет за собой их ответственность по гражданскому законодательству. Это уменьшает количество желающих предоставить такое обеспечение. Нормативное регулирование составления программы (плана) финансового оздоровления организаций и предприятий представлено в табл. 3.

Таблица 3

Нормативное регулирование составления программы (плана) финансового оздоровления организаций и предприятий

Показатели Программа финансового оздоровления План финансового оздоровления

Организации, имеющие Сельскохозяйственные Организации и стратегическое значение для товаропроизводители предприятия национальной безопасности государства или социально - экономическую значимость

Нормативные Приказ Минэкономразвития РФ Постановление Министерство акты N 211, ФСФО РФ N 295 от Правительства РФ от промышленности и 28.06.2001 "О применении 30.01.2003 N 52 (в ред. энергетики РФ, Постановления Правительства от 31.12.2008) N 57; Министерство Российской Федерации от экономического 3 сентября 1999 г. N 1002" развития и торговли РФ, N 134: Приказ от 25.04.2007

Цель Устанавливает правила Включение В целях реализации принятия организации работы и порядок сельскохозяйственных мер по взаимодействия между товаропроизводителей предупреждению Министерством экономического в программу финансового несостоятельности развития и торговли РФ и оздоровления в целях (банкротства) Федеральной службой реализации Федерального предприятий и России по финансовому закона "О финансовом организаций оздоровлению и банкротству оздоровлении по подготовке заключений по сельскохозяйственных программам финансового товаропроизводителей" оздоровления организаций

Содержание Процедура рассмотрения - Методика расчета Рекомендации по заявлений организаций для показателей финансового составлению плана принятия Правительством РФ состояния; финансового решения о реструктуризации - требования к участнику оздоровления кредиторской задолженности программы финансового по обязательным платежам оздоровления; в федеральный бюджет - базовые условия реструктуризации долгов

Итак, чтобы сделать финансовое оздоровление как процедуру банкротства более эффективной, необходимо: - увязывать планы финансового оздоровления предприятия со стратегией его развития. Это позволит организациям осуществлять меры по восстановлению платежеспособности на внесудебном этапе развития банкротства, как это предписывается сельскохозяйственным предприятиям и предприятиям, имеющим стратегическое значение; - широко использовать механизм государственно-частного партнерства в части реструктуризации задолженности бюджету по налогам и сборам в соответствии с графиком погашения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // СПС "КонсультантПлюс". 2. Постановление Правительства РФ от 30 января 2003 г. N 52 (в ред. от 31.12.2008) "О реализации Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" (вместе с "Методикой расчета показателей финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей", "Требованиями к участнику программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей") // СПС "КонсультантПлюс". 3. Приказ Минпромэнерго РФ N 57, Минэкономразвития РФ N 134 от 25 апреля 2007 г. "Об утверждении Методических рекомендаций по составлению плана (программы) финансового оздоровления" // СПС "КонсультантПлюс". 4. Приказ Минэкономразвития РФ N 211, ФСФО РФ N 295 от 28 июня 2001 г. "О применении Постановления Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. N 1002" // СПС "КонсультантПлюс". 5. Письмо МНС РФ от 10 августа 2004 г. N САЭ-6-19/162@ (в ред. от 18.08.2004) "О некоторых вопросах, возникающих при реализации функций уполномоченного органа" // СПС "КонсультантПлюс". 6. Постановление Правительства РФ от 22 мая 2003 г. N 299 "Об утверждении Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего" // СПС "КонсультантПлюс".

Название документа