С агентством заключен договор на распространение по подписке на 2002 г. наших журналов. Часть суммы по подписке агентство перечислило в 2001 г., остаток собранных средств от подписчиков (средства от подписчиков поступили на счет агентства в 2001 г. без НДС) перечислен в январе 2002 г. без НДС. Должны ли мы начислять НДС и по какой ставке с аванса по подписке, полученного в январе 2002 г.?

Ответ: Предусмотренные пп."э" п.1 ст.5 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", пп.17 и 21 п.3 ст.149 Налогового кодекса РФ льготы по продукции средств массовой информации на основании Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" утрачивают свою силу с 01.01.2002.

В соответствии с п.2 ст.153 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг).

Пунктом 1 ст.162 Кодекса установлено, что налоговая база, определяемая в соответствии со ст. ст.153 - 158 Кодекса, определяется с учетом сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно ст.167 Кодекса датой реализации товаров (работ, услуг) в целях обложения налогом на добавленную стоимость для организаций, принявших учетную политику "по отгрузке", является как наиболее ранняя из дат - день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг) или день оплаты товаров (работ, услуг).

Таким образом, при получении налогоплательщиком авансов и предоплаты в счет предстоящей поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) дата поступления этих средств на счет налогоплательщика в целях применения вышеуказанной статьи Кодекса является датой реализации товаров (работ, услуг).

Следовательно, суммы, получаемые издательствами средств массовой информации в 2001 г. за подписку на 2002 г., не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.

Кроме того, в 2002 г. при реализации продукции средств массовой информации в адрес подписчиков у издательств не возникает обязанности по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость со стоимости ранее оплаченной продукции.

Это означает, что если оставшиеся средства подписчиков были собраны в 2001 г., но перечислены в 2002 г., то датой реализации услуги в соответствии с учетной политикой организации и вышеназванными статьями Кодекса является 2001 г. (то есть момент сбора средств подписчиков).

А. О.Диков

Советник налоговой службы РФ

II ранга

05.03.2002