Организация не сообщала в органы государственной власти сведения о квотировании рабочих мест. Кто уполномочен проводить проверки в отношении организации? Какие штрафные санкции будут применены в случае обнаружения правонарушения?
Ответ: Контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные полномочия РФ в области содействия занятости населения.
В ситуации, когда организация не сообщала в орган государственной власти сведения о квотировании рабочих мест, организация может быть привлечена к административной ответственности по ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая предусматривает применение предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Протоколы об административном правонарушении составляют органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные полномочия РФ в области содействия занятости населения, а дела рассматривают судьи.
Обоснование: Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников с предоставлением в установленном порядке информации, необходимой для организации занятости инвалидов (ст. 21, п. 3 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ), п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости)).
В разных регионах размер квоты различается, но он может быть установлен только в пределах федеральных минимума (2% от среднесписочной численности работников) и максимума (4%) (ст. 21 Закона N 181-ФЗ). В г. Санкт-Петербурге, например, работодателям, у которых среднесписочная численность работников свыше 100 человек, установлена квота в размере 2,5% от среднесписочной численности работников (ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 27.05.2003 N 280-25 "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге").
Согласно Закону о занятости информация о выполнении квоты должна предоставляться в органы занятости ежемесячно. Работодатель должен предоставлять информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Например, в г. Санкт-Петербурге такая информация предоставляется ежемесячно не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным, по установленной форме (п. 1.2 Распоряжения Комитета по труду и занятости населения Правительства Санкт-Петербурга от 27.02.2014 N 40-р "О предоставлении информации по квоте").
В случае привлечения к административной ответственности протоколы об административном правонарушении составляют органы занятости, а дела рассматривают судьи (ст. 19.7, ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).
С 05.02.2012 вступил в силу Административный регламент исполнения государственной функции контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 01.11.2011 N 1314н. Согласно этому Регламенту органы содействия занятости населения должны проводить плановые (выездные и документарные) и внеплановые (выездные и документарные) проверки организаций. Такие мероприятия осуществляют специально уполномоченные работники, при этом они должны предъявить копию приказа (распоряжения) органа исполнительной власти субъекта РФ о проведении проверки и служебное удостоверение. Выездная проверка может длиться не более 10 рабочих дней, а документарная - не более 15 рабочих дней. Сроки их проведения могут быть увеличены по решению руководителя органа исполнительной власти, но не более чем на 15 дней.
Аналогичные сроки закреплены в Федеральном государственном стандарте государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов (Приказ Минтруда России от 30.04.2013 N 181н "Об утверждении Федерального государственного стандарта государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов").
Проверке подлежит соблюдение организацией следующих условий:
- соответствие количества выделенных (созданных) организацией рабочих мест (в том числе специальных) для приема на работу лиц с ограниченными возможностями требованиям законодательства в области квотирования рабочих мест для инвалидов;
- соответствие численности фактически работающих инвалидов расчетному количеству рабочих мест, предназначенных для подобных работников;
- предоставление организацией в государственное учреждение службы занятости населения информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные полномочия РФ в области содействия занятости населения.
По результатам проверки уполномоченный работник готовит акт, а при обнаружении нарушений - возбуждает дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ, и составляет протокол.
Таким образом, организация подлежит привлечению к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ, которая предусматривает применение предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Протоколы об административном правонарушении составляют органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные полномочия РФ в области содействия занятости населения, а дела рассматривают судьи (ст. 19.7, ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).
В. Г.Панфилова
ООО "М-СТАЙЛ"
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
03.06.2014