Просим дать разъяснение о порядке уплаты обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды из начисленной, но не выплаченной на период принятия решения о добровольной ликвидации организации заработной платы

До 2001 г. в соответствии со ст.64 ГК РФ ликвидационная комиссия формировала требования кредиторов по каждой группе очередности, в том числе начисленную, но не выплаченную заработную плату относила ко второй группе, а начисленные на эту заработную плату подоходный налог и страховые взносы в Пенсионный фонд РФ - к четвертой группе очередности.

Однако согласно Закону РФ от 07.12.1991 N 1998-1 и Федеральному закону от 05.02.1997 N 26-ФЗ при погашении задолженности по заработной плате одновременно подлежат уплате подоходный налог с физических лиц и страховые взносы физических лиц в Пенсионный фонд РФ.

Как разрешить указанное противоречие гражданского и налогового законодательства с 2001 г. в связи с введением налога на доходы физических лиц и единого социального налога?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 21 февраля 2002 г. N 04-04-06/35

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

1. С 1 января 2001 г. правовой основой налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации является гл.23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются в соответствии со ст.207 Кодекса физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно ст.209 Кодекса объектом налогообложения, т. е. обстоятельством, с наличием которого у физического лица возникают обязанности по уплате налога на доходы, признается полученный физическим лицом доход. Датой фактического получения дохода налогоплательщиком в виде оплаты труда признается на основании п.2 ст.223 Кодекса последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполнение трудовых обязанностей.

При этом российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить исчисленную сумму налога в порядке, предусмотренном ст.226 Кодекса. На основании ст.24 Кодекса указанные лица признаются налоговыми агентами.

В соответствии с п.4 ст.226 Кодекса налоговые агенты обязаны удерживать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при фактической выплате. В случае невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности.

Таким образом, установленная ст.64 Гражданского кодекса Российской Федерации очередность удовлетворения требований кредиторов в случае ликвидации юридического лица не распространяется на уплату налога на доходы физических лиц, т. к. организация не является плательщиком этого налога, а исполняет лишь обязанности налогового агента.

2. Что же касается уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, то с 1 января 2001 г., т. е. с момента введения в силу гл.24 "Единый социальный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, физические лица - работники не производят из своих доходов платежи на социальное обеспечение. Плательщиками единого социального налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в частности организации. В связи с этим для организации как налогоплательщика в случае ее ликвидации, по нашему мнению, сохраняется установленная ст.64 Гражданского кодекса Российской Федерации очередность удовлетворения требований кредиторов.

Руководитель Департамента

налоговой политики

А. И.ИВАНЕЕВ

21.02.2002