Правомерно ли начисление амортизации по основным средствам, используемым индивидуальным предпринимателем в своей деятельности, и учет начисленных сумм в составе профессиональных налоговых вычетов предпринимателя при определении его налоговой базы по налогу на доходы физических лиц за отчетный налоговый период, если в указанном периоде предпринимательская деятельность не осуществлялась в течение нескольких месяцев?
Ответ: Да, правомерно. Пунктом 2 ст.54 части первой Налогового кодекса Российской Федерации определено, что индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (далее - Порядок учета), утвержденный совместным Приказом Минфина России и МНС России от 21.03.2001 N N 24н, БГ-3-08/419 и зарегистрированный Минюстом России 4 мая 2001 г. N 2692, вступил в действие с 1 июля 2001 г.
Разделом 2 Порядка учета предусмотрено, что индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и расходов и хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций, которая представляет собой основной сводный учетный документ, где указывается личное имущество индивидуального предпринимателя, используемое им при осуществлении деятельности в качестве основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и нематериальных активов, а также отражаются финансовые результаты всех операций, произведенных индивидуальным предпринимателем за отчетный налоговый период.
В разд.5 Порядка учета "Основные средства и амортизационные отчисления на их восстановление" содержится перечень имущества индивидуальных предпринимателей, которое непосредственно используется ими в процессе осуществления деятельности в качестве средств труда и которое может быть условно отнесено к основным средствам, а также определен порядок начисления их амортизации.
Учет основных средств, принадлежащих индивидуальным предпринимателям на праве собственности, ведется в разд. II Книги учета "Расчет амортизационных отчислений на восстановление основных средств за налоговый период", где отражаются показатели для расчета амортизации.
Начисленная амортизация по объектам основных средств отражается в учете в том налоговом периоде, к которому она относится. Амортизацию прекращают начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем: полного погашения стоимости объекта; списания объекта с учета, а также с момента прекращения предпринимательской деятельности.
Начисление амортизационных отчислений производится независимо от результатов хозяйственной деятельности в налоговом периоде до полного погашения стоимости этого объекта основных средств либо до прекращения права собственности или иного вещного права и не приостанавливается в течение срока полезного использования основных средств, кроме случаев приостановления начисления амортизационных отчислений на период восстановления объектов основных средств, продолжительность которого превышает 12 месяцев.
Т. Ю.Левадная
Советник налоговой службы
I ранга
19.02.2002