Просим разъяснить порядок обложения в 2001 г. единым социальным налогом крестьянских (фермерских) хозяйств, зарегистрированных до введения в действие части первой ГК РФ, согласно п.1 ст.1 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" наделенных правами юридического лица

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 5 февраля 2002 г. N 04-04-04/17

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу применения гл.24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) "Единый социальный налог" и сообщает следующее.

При решении вопроса об отнесении крестьянских (фермерских) хозяйств к налогоплательщикам единого социального налога следует иметь в виду следующее.

Экономические, социальные и правовые основы организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, а также их правовой статус регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в части, не противоречащей ГК РФ.

Согласно п. п.1 и 2 ст.1 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица и представляет форму свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды.

Крестьянские (фермерские) хозяйства с правами юридического лица, образованные до 1 января 1995 г., т. е. до введения в действие части первой ГК РФ, подлежат приведению в соответствие с нормой п.2 ст.23 ГК РФ, которой установлено, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается индивидуальным предпринимателем с момента государственной регистрации хозяйства.

Для сохранения прежнего статуса "юридическое лицо" крестьянские (фермерские) хозяйства должны быть реорганизованы в соответствии со ст.259 части первой ГК РФ в хозяйственные товарищества или производственные кооперативы.

При этом Федеральным законом от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" не установлены конкретные сроки изменения правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств с правами юридического лица.

Поэтому налогоплательщиками единого социального налога являются главы крестьянских (фермерских) хозяйств, признанные в установленном порядке индивидуальными предпринимателями, а также главы крестьянских (фермерских) хозяйств с правами юридического лица с доходов хозяйства от предпринимательской деятельности (далее - глав крестьянских (фермерских) хозяйств), т. е. с доходов всех членов хозяйства, включая главу хозяйства, которым согласно п.4 ст.1 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 является один из дееспособных членов хозяйства.

Трудовые отношения в крестьянском (фермерском) хозяйстве определяются и регулируются членами хозяйства (п.4 ст.22 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1). Поэтому к этим отношениям неприменимы нормы Трудового кодекса Российской Федерации и ГК РФ, определяющие правоотношения по трудовым и гражданско - правовым договорам. Более того, плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, являются общим имуществом членов хозяйства и используются по соглашению между ними (п.3 ст.257 ГК РФ).

С учетом изложенного глава крестьянского (фермерского) хозяйства не является работодателем по отношению к членам хозяйства, и, соответственно, в данном случае уплата единого социального налога с доходов членов хозяйства не может производиться им по правилам, установленным гл.24 НК РФ для налогоплательщиков - работодателей.

При этом в силу ст.22 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 крестьянским (фермерским) хозяйствам разрешается использовать наемный труд, условия которого определяются договором (трудовым или гражданско - правового характера, предметом которого является выполнение работы и оказание услуг) с гражданами об использовании их труда.

Поэтому согласно п.1 ст.235 НК РФ крестьянские (фермерские) хозяйства с правами юридического лица и осуществляющие деятельность без образования юридического лица, являются налогоплательщиками единого социального налога в отношении выплат, начисленных в пользу привлекаемых для работы физических лиц.

Руководитель Департамента

налоговой политики

А. И.ИВАНЕЕВ

05.02.2002