Необходимо ли при организации системы налогового учета разрабатывать целостную систему налогового учета всех доходов и расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, или достаточно отражать в налоговом учете только те доходы и расходы, которые в бухгалтерском учете отражаются по иным правилам?
Ответ: Согласно ст.248 гл.25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации доходы определяются на основании первичных документов и документов налогового учета.
В соответствии со ст.9 Закона N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты:
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
Ведение налогового учета налогоплательщиком осуществляется в соответствии с положениями гл.25 Налогового кодекса РФ. Подтверждением данных налогового учета являются:
1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
2) аналитические регистры налогового учета;
3) расчет налоговой базы.
В соответствии со ст.314 Налогового кодекса Российской Федерации формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.
Таким образом, налогоплательщик анализирует хозяйственные операции, возникающие при осуществлении им деятельности, и самостоятельно определяет, по каким объектам учета он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учета, в которых должны быть обеспечены все данные, необходимые для правильного определения показателей налоговой декларации, исходя из требований гл.25 Налогового кодекса РФ.
Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения. Исходя из принципа непрерывности отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения, регистры налогового учета формируются тем или иным образом по всем операциям, учитываемым для целей налогообложения. При этом, в случае если в регистрах бухгалтерского учета содержится достаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями гл.25 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик вправе использовать эту информацию для системы налогового учета.
Г. В.Степанченко
Советник налоговой службы РФ
III ранга
01.02.2002