За 2011 - 2012 гг. организация не уплачивала страховые взносы по договорам возмездного оказания услуг с физическими лицами, в бюджет уплачивался только НДФЛ. Какие санкции возможны в отношении юридического лица, можно ли избежать взыскания штрафных санкций?

Ответ: Занижение базы по исчислению страховых взносов и несвоевременное их перечисление в бюджет по договорам возмездного оказания услуг с физическими лицами приводят к необходимости уплаты недоимки, пеней и штрафов (ст. ст. 25, 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ)).

Однако в случае самостоятельного обнаружения ошибки подача уточненного расчета РСВ-1 ПФР, доплата сумм страховых взносов и пеней являются условиями освобождения от штрафа за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для их начисления (ст. 17 Закона N 212-ФЗ).

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона N 212-ФЗ пени представляют собой денежную сумму, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние, чем установленные Законом N 212-ФЗ, сроки.

Согласно ч. 3 ст. 25 Закона N 212-ФЗ начисление пеней осуществляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязательства по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным Законом N 212-ФЗ сроком уплаты сумм страховых взносов.

Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч. 6 ст. 25 Закона N 212-ФЗ).

Помимо пеней с плательщика страховых взносов взимается штраф. Взыскание штрафа осуществляется в случае неуплаты взносов в результате занижения базы для их начисления, иного неправильного исчисления или других неправомерных действий (бездействия) плательщика. Размер штрафа равен 20% от неуплаченной суммы страховых взносов (ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ).

А если контролирующие органы докажут, что страховые взносы не уплачены умышленно, то штраф составит 40% от неуплаченной суммы (ч. 2 ст. 47 Закона N 212-ФЗ).

Аналогичная ответственность предусмотрена ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" при ненадлежащем исполнении обязанности по уплате взносов по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Рассмотрим возможный вариант освобождения от штрафных санкций в случае несвоевременной уплаты страховых взносов на пенсионное и медицинское страхование в результате занижения базы для их начисления.

Представление уточненного расчета по форме РСВ-1 ПФР (далее - расчет), уплата недостающей суммы страховых взносов и соответствующих ей пеней являются обязательными условиями освобождения от штрафа за несвоевременную уплату страховых взносов при самостоятельном выявлении ошибки плательщиком (п. 1 ч. 4 ст. 17, ст. 25 Закона N 212-ФЗ).

Уточненный расчет нужно представить по форме, действовавшей в том периоде, за который установлено искажение (п. 5.1 Порядка заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР), утвержденного Приказом Минтруда России от 28.12.2012 N 639н (далее - Порядок)).

При этом согласно Порядку суммы самостоятельно доначисленных к уплате страховых взносов можно указать в строке 120 "Доначислено страховых взносов с начала расчетного периода" разд. 1 расчета (п. 7.3 Порядка). Отраженные по строке 120 суммы подлежат расшифровке в разд. 4 "Суммы доначисленных страховых взносов с начала расчетного периода".

В случае если организация представит в контролирующий орган уточненный расчет с указанием доначисленных страховых взносов, например, за I квартал 2011 г., то в расчете за I полугодие 2011 г. эта сумма будет включена в сальдо по строке 110 "Начислено страховых взносов с начала расчетного периода". Если, руководствуясь п. 7.3 Порядка, в расчете за I полугодие 2011 г. отразить доначисленную за предыдущий отчетный период сумму взносов еще по строке 120, то произойдет задвоение доначисленных сумм при расчете строки 130 "Всего к уплате", которая представляет собой сумму строк 100, 110 и 120. В уточненных расчетах за последующие отчетные периоды ситуация повторится.

При этом в значение показателя строки 140 "Уплачено с начала расчетного периода, в том числе" выявленная к уплате сумма страховых взносов попадет единожды в отчетность того периода, в котором фактически осуществлялось перечисление доначисленных взносов. Если следовать описанной методике заполнения уточненного расчета, то по строке 150 "Остаток страховых взносов, подлежащих уплате на конец отчетного периода" сформируется несуществующая задолженность за плательщиком страховых взносов.

Если организация решит не подавать уточненную декларацию, доплатит недоимку, пени и своевременно не выплаченную сумму страховых взносов отразит по строке 120 расчета текущего отчетного периода, то Пенсионный фонд РФ, следуя букве закона, может ее оштрафовать по ст. 47 Закона N 212-ФЗ, потому что из п. 1 ч. 4 ст. 17 Закона N 212-ФЗ следует, что формально единственным вариантом исправления такой ситуации является именно подача уточненного расчета.

В Письме от 27.02.2013 N 17-4/342 Минтруд России рассмотрел ситуацию приобретения временно пребывающими иностранными гражданами статуса застрахованных лиц и пришел к выводу о необходимости сдачи уточненного расчета в Пенсионный фонд РФ в случае изменения базы для исчисления страховых взносов. Информация о возможности заполнения строки 120 в Письме отсутствует.

Е. А.Ступарь

ООО "ИК Ю-Софт"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

19.08.2013