В ходе проведения выездной налоговой проверки организации налоговым органом в соответствии со ст.93 Налогового кодекса Российской Федерации истребованы документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями, в том числе контрольно - кассовые ленты, Z-отчеты. Организация указанные документы не представила. Возможно ли в данной ситуации применение к налогоплательщику штрафных санкций в соответствии со ст. ст.120, 126 Кодекса?
Ответ: Статья 120 Кодекса предусматривает ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения. При этом согласно п.3 ст.120 Кодекса под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов - фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Следовательно, квалификация деяния налогоплательщика, выразившегося в непредставлении в установленные сроки запрашиваемых документов, по ст.120 Кодекса возможна при наличии следующего признака состава правонарушения: отсутствие первичной учетной документации, или счетов - фактур, или регистров бухгалтерского учета. То есть налоговый орган должен располагать документальным подтверждением отсутствия у организации указанных документов (объяснительная; акт проверки, подписанный руководителем организации (его представителем), при отсутствии возражений по акту; и т. п.).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 N 835 "О первичных учетных документах" функции по разработке и утверждению альбомов унифицированных форм первичной учетной документации возложены на Государственный комитет Российской Федерации по статистике. При этом содержание и состав унифицированных форм первичной учетной документации согласовываются Комитетом с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономики Российской Федерации.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.1998 N 132 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно - кассовых машин. В перечень указанных унифицированных форм не включены контрольно - кассовые ленты и Z-отчеты. Следовательно, оснований для отнесения контрольно - кассовых лент и Z-отчетов к первично - учетным документам не имеется.
Учитывая изложенное, непредставление организацией контрольно - кассовых лент и Z-отчетов не образует состава налогового правонарушения, предусмотренного ст.120 Кодекса.
В соответствии с п.2 ст.93 Кодекса непредставление в установленные сроки налогоплательщиком запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную п.1 ст.126 Кодекса. При этом п.1 ст.126 Кодекса устанавливает ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.
Пунктом 11 Положения по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745 (далее - Положение), предусмотрено применение контрольных лент и хранение их, а также других документов, подтверждающих проведение денежных расчетов с покупателями (клиентами). Вместе с тем Положение не относится к законодательству о налогах и сборах.
Следовательно, поскольку законодательством о налогах и сборах не установлена обязанность налогоплательщика представлять контрольно - кассовые ленты и Z-отчеты, то для применения мер ответственности, предусмотренных п.1 ст.126 Кодекса, правовых оснований не имеется.
А. А.Волобуев
Советник налоговой службы
II ранга
28.01.2002