Правомерно ли требование к производителям алкогольной продукции и организациям оптовой торговли, учредившим акцизные склады, в части обязательной маркировки региональными специальными марками алкогольной продукции при ее реализации после вступления в силу Федерального закона от 07.08.2001 N 118-ФЗ?

Ответ: Федеральным законом от 07.08.2001 N 118-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в п.2 ст.193 Налогового кодекса РФ внесены изменения, исключившие отдельные нормы, касающиеся маркировки алкогольной продукции региональными специальными марками.

Вместе с тем п.3 ст.193 Налогового кодекса РФ в редакции вышеназванного Федерального закона содержит указание на обязательность маркировки алкогольной продукции региональными специальными марками.

Так, согласно данному пункту ставки авансового платежа в форме покупки региональных специальных марок по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке, устанавливаются Правительством Российской Федерации и не могут превышать 1 процента установленной ставки акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов.

В соответствии с пп.3 п.1 ст.181 Налогового кодекса РФ подакцизным товаром признается алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов).

Согласно п.1 ст.200 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму акциза по подакцизным товарам, определенную в соответствии со ст.194 гл.22 Налогового кодекса РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.

При этом в силу п.6 указанной статьи Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы авансового платежа, уплаченные при приобретении специальных региональных марок, по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке.

Кроме того, п.3 ст.204 Налогового кодекса РФ установлены сроки и порядок уплаты указанного авансового платежа.

Таким образом, гл.22 Налогового кодекса РФ содержит нормы, обязывающие налогоплательщиков осуществлять уплату авансовых платежей, которые в дальнейшем подлежат вычету при уплате оставшейся суммы акциза.

Учитывая изложенное, а также то, что в силу п.3 ст.193 Налогового кодекса РФ авансовый платеж уплачивается в форме покупки региональных специальных марок, маркировка алкогольной продукции региональными специальными марками является обязательной и после вступления в силу Федерального закона от 07.08.2001 N 118-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

Более того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 N 1023 утверждены Правила изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции.

Согласно п.2 вышеназванных Правил (в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.05.2001 N 419, от 07.12.2001 N 863) маркировке региональными специальными марками подлежит алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, реализуемая с акцизных складов организаций, за исключением алкогольной продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, и пива.

Согласно ч.2 ст.115 Конституции Российской Федерации постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Таким образом, несмотря на произошедшие изменения в п.2 ст.193 Налогового кодекса РФ, исходя из комплексного анализа налогового законодательства следует, что требования к производителям алкогольной продукции и организациям оптовой торговли, учредившим акцизные склады, в части обязательной маркировки региональными специальными марками алкогольной продукции при ее реализации обоснованны и правомерны.

М. Ф.Жемальдинов

Советник налоговой службы

III ранга

21.01.2002