Каков порядок учета в целях налогообложения прибыли в 2001 и 2002 гг. выплат по районным коэффициентам к заработной плате работников, занятых в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотренных законодательством Российской Федерации?

Каков порядок учета для целей налогообложения районных коэффициентов к заработной плате, установленных законодательным актом субъекта РФ, если они превышают районные коэффициенты, установленные федеральным законодательством?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 января 2002 г. N 04-02-06/4/6

Министерством финансов Российской Федерации рассмотрено письмо по вопросу учета при налогообложении прибыли выплат по районным коэффициентам к заработной плате работников, занятых в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и сообщается следующее.

Законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2288 "О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации") определено, что районные коэффициенты к заработной плате устанавливаются законодательным органом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В соответствии с п.7 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552, с учетом изменений и дополнений, надбавки к заработной плате, предусмотренные законодательством за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включаются в себестоимость продукции в составе затрат на оплату труда.

Так как до настоящего времени районные коэффициенты к заработной плате работников районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и порядок их начисления не утверждены в определенном законодательством порядке, указанные коэффициенты применяются в размерах, установленных Постановлением Государственного комитета по вопросам труда и заработной платы при Совете Министров СССР и Секретариата ВЦСПС от 05.03.1960 N 298/8 (за исключением субъектов Российской Федерации, где районные коэффициенты установлены решениями Правительства Российской Федерации).

Выплаты по районным коэффициентам к заработной плате работников, установленные в централизованном порядке (названным Постановлением (решениями Правительства Российской Федерации)), включаются в себестоимость продукции в составе затрат на оплату труда.

В соответствии с гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 1 января 2002 г., к расходам на оплату труда, принимаемым в целях налогообложения в составе расходов, связанных с производством и реализацией, относятся, в частности, надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах европейского Севера и других районах с тяжелыми природно - климатическими условиями.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально - экономическому развитию районов Севера" предоставлено право представительным органам субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций и бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Таким образом, возникающая разница (дополнительные затраты) между районными коэффициентами при применении порядка, предусмотренного Постановлением Совета Министров РСФСР, должна финансироваться из средств предприятий и организаций, остающихся после налогообложения, из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и не должна уменьшать налоговую базу для исчисления налога на прибыль.

Одновременно сообщается, что принятие в целях налогообложения дополнительных затрат, связанных с установлением повышенных районных коэффициентов к заработной плате по сравнению с централизованно установленными, повлечет за собой изменение действующего порядка налогообложения прибыли и, как следствие, уменьшение платежей по налогу на прибыль в бюджеты всех уровней, что не предусмотрено федеральным бюджетом как на 2001 г., так и на 2002 г.

Руководитель Департамента

налоговой политики

А. И.ИВАНЕЕВ

14.01.2002