Организация, осуществляющая продажу в розницу технически сложных товаров бытового назначения, заключила договор с фирмой, согласно которому фирма осуществляет предпродажную подготовку товара, реализуемого организацией. Одновременно фирма знакомит покупателя с устройством и действием указанного товара, демонстрирует его в действующем состоянии, а также в присутствии покупателя проверяет качество товара, его комплектность, наличие относящихся к нему документов
Подлежит ли включению в издержки обращения организации стоимость услуг, оказанных фирмой?
Ответ: В соответствии с п. п.5 и 6 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552, затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам: материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов; прочие затраты.
В элементе "Материальные затраты" отражается стоимость работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними предприятиями или производствами и хозяйствами предприятия, не относящимися к основному виду деятельности.
Отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и разработанными в соответствии с ним Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55.
В п. п.47 - 50 данных Правил указано, что бытовые радиоэлектронная аппаратура, средства связи, вычислительная и множительная техника, фото - и киноаппаратура, часы, музыкальные товары, электробытовые приборы, машины и инструменты, другие технически сложные товары бытового назначения до подачи в торговый зал или к месту выдачи покупки должны пройти предпродажную подготовку, которая включает: распаковку товара, удаление заводской смазки, пыли, стружек; осмотр товара; проверку комплектности, качества изделия, наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе; при необходимости сборку изделия и его наладку.
По требованию покупателя он должен быть ознакомлен с устройством и действием товаров, которые должны демонстрироваться в собранном, технически исправном состоянии. Товары, не требующие специального оборудования для подключения, демонстрируются в действующем состоянии.
Лицо, осуществляющее продажу, по требованию покупателя проверяет в его присутствии качество товара, его комплектность, наличие относящихся к нему документов, правильность цены.
Таким образом, включение в издержки обращения организации стоимость услуг, оказанных фирмой, является правомерным.
А. А.Бастриков
Советник налоговой службы
II ранга
23.11.2001