Просьба разъяснить порядок применения НДС с авансов, получаемых издательствами средств массовой информации в 2001 г. за подписку на 2002 г

Ответ: В соответствии с п.2 ст.153 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг).

Пунктом 1 ст.162 Кодекса установлено, что налоговая база, определяемая в соответствии со ст.153 - 158 Кодекса, определяется с учетом сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.

При этом положения указанного пункта не применяются в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) в соответствии с положениями ст.149 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.2 ст.39 Кодекса момент фактической реализации товаров, работ или услуг определяется в соответствии с частью второй Кодекса.

Согласно ст.167 Кодекса датой реализации товаров (работ, услуг) в целях обложения налогом на добавленную стоимость для организаций, принявших учетную политику "по отгрузке", является как наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг); день оплаты товаров (работ, услуг).

Таким образом, при получении налогоплательщиком авансов и предоплат в счет предстоящей поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) дата поступления этих средств на счет налогоплательщика в целях применения вышеуказанной статьи Кодекса является датой реализации товаров (работ, услуг).

Предусмотренные пп."э" п.1 ст.5 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", пп.17 и 21 п.3 ст.149 Кодекса льготы по продукции средств массовой информации на основании Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" утрачивают свою силу с 01.01.2002.

Следовательно, суммы, получаемые издательствами средств массовой информации в 2001 г. за подписку на 2002 г., не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.

Кроме того, в 2002 г. при реализации продукции средств массовой информации в адрес подписчиков у издательств не возникает обязанности по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость со стоимости ранее оплаченной продукции.

Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг), израсходованных на производство вышеуказанной продукции, к вычету не принимаются, а включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы организаций (налога на доходы физических лиц), на основании пп.1 п.2 ст.170 Кодекса.

А. И.Черный

Советник налоговой службы

II ранга

22.11.2001