Чем продиктована необходимость введения единого социального налога?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 ноября 2001 г. N 04-04-07/193
Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо и по вопросу, относящемуся к его компетенции в части введения единого социального налога, сообщает следующее.
Одной из главных задач при принятии гл.24 "Единый социальный налог (взнос)" части второй Налогового кодекса Российской Федерации являлось существенное облегчение налогового бремени для налогоплательщика. В связи с введением регрессивной шкалы ставок налога в зависимости от уровня доходов работника снижается общая нагрузка на фонд оплаты труда работодателя: чем выше доход работника, тем меньше ставка и, следовательно, меньше сумма уплаченного налога. Ставки налога снижены по сравнению со ставками страховых взносов на 4 процента. В базу для исчисления ЕСН не включаются выплаты в пользу работников за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль.
Ранее категории плательщиков взносов, облагаемая база, ставки, льготы и порядок их уплаты определялись большим количеством различных нормативных актов (законами РФ, федеральными законами, постановлениями Верховного Совета РФ и многочисленными разъяснениями руководящих органов государственных внебюджетных фондов, действие которых с 1 января 2001 г. прекращается), что ставило в сложнейшее положение бухгалтеров предприятий и организаций. В связи с этим вместо нескольких платежей, имеющих сходную облагаемую базу, круг плательщиков, введен налог, исчисляемый и уплачиваемый по одним правилам.
Прежде каждый налогоплательщик, помимо обязанностей, возложенных на него Налоговым кодексом РФ (в частности, по постановке на учет в налоговом органе и по представлению налоговых деклараций по налогам и сборам в налоговый орган), был обязан встать на учет в территориальном органе соответствующего внебюджетного фонда и ежемесячно представлять в него расчеты по суммам уплаченных взносов. Причем такие расчеты, в отличие от налоговых, не могли быть направлены заказным письмом по почте, а должны были сдаваться бухгалтером непосредственно.
Налоговым кодексом РФ предусмотрен ряд положений, защищающих права налогоплательщиков и ставящих деятельность государственных контрольных органов в жесткие рамки закона. Это, в частности, относится к периодичности проверок соблюдения налогового законодательства. Не разрешаются повторные налоговые проверки за уже проверенный налоговый период. Ранее после представителей налоговой инспекции приходили проверяющие из внебюджетных фондов.
Таким образом, необходимость введения единого социального налога диктовалась прежде всего интересами предприятий и организаций как бюджетной сферы и сельского хозяйства, так и коммерческих организаций, прежде являющихся плательщиками страховых взносов.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А. И.ИВАНЕЕВ
16.11.2001