Каков порядок начисления единого социального налога на выплаты постоянным работникам организации, которые не являются гражданами России, а имеют гражданство Союзной Республики Югославии?
Ответ: Пунктом 2 ст.239 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) (в ред. Закона РФ от 29.12.2000 N 166-ФЗ) предусмотрено, что освобождаются от уплаты налога налогоплательщики, указанные в пп.1 п.1 ст.235 настоящего Кодекса, с подлежащих налогообложению выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, в случае если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемую соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования, - в части, зачисляемой в тот фонд, на выплаты из которого данный иностранный гражданин или лицо без гражданства не обладает правом.
Статьей 4 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на пенсию на общих основаниях с гражданами России имеют также иностранные граждане и лица без гражданства. Основным условием для этого является проживание на территории Российской Федерации, поскольку указанная статья содержит норму только для проживающих в Российской Федерации.
Статьей 5 Закона СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР" от 24.06.1981 N 5152-Х определено, что иностранные граждане могут постоянно проживать в СССР, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.
На основании вышеуказанной ст.5 иностранные граждане, находящиеся на территории нашей страны на ином законном основании, считаются временно пребывающими.
В соответствии с Кодексом уплата единого социального налога (в части, зачисляемой в Пенсионный фонд Российской Федерации) за иностранных граждан неразрывно связана с правом этого гражданина на получение пенсионного обеспечения.
Таким образом, определяющим условием для установления права на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации является место жительства на территории Российской Федерации. Если выполнено данное условие для иностранного гражданина, то выплаты в его пользу облагаются единым социальным налогом (в части, зачисляемой в Пенсионный фонд Российской Федерации). Право данного гражданина может быть подтверждено Комитетом социальной защиты населения.
В соответствии со ст.8 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации, если международными договорами не предусмотрено иное.
Что касается уплаты налога в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования за иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации, то Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.1998 N 1488 утверждено Положение о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации. При этом п.2 указанного Положения установлено, что этот документ не распространяется на иностранных граждан, работающих в Российской Федерации по трудовым договорам, т. е. на них распространяется общеустановленный порядок уплаты налога.
Таким образом, налог в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования, начисляется на выплаты, производимые работникам - иностранным гражданам, временно пребывающим в Российской Федерации и работающим по трудовым договорам, независимо от срока их проживания на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст.236 Кодекса законов о труде Российской Федерации все работники подлежат обязательному государственному социальному страхованию.
Из содержания указанного нормативного акта следует, что социальное страхование распространяется на иностранных граждан, работающих по трудовым договорам, независимо от времени их нахождения на территории Российской Федерации, и, соответственно, на оплату труда (выплаты), производимую этим работникам, начисляется налог, зачисляемый в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В свою очередь, трудовой договор (контракт) не может ущемлять права гражданина на социальное обеспечение, гарантированное законодательством.
Одновременно сообщаем, что межправительственные соглашения между Союзной Республикой Югославией и Российской Федерацией не определяют особого порядка предоставления социального (пенсионного, медицинского) обеспечения для граждан Союзной Республики Югославии, проживающих на территории Российской Федерации.
Л. В.Константинова
12.11.2001