В соответствии с постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ (ФЭК России) ОАО (нефтяная компания) применяет двухставочные тарифы на перекачку нефтепродуктов по системе магистральных нефтепродуктопроводов. Постоянная составляющая тарифа в соответствии с обязанностями, возложенными ФЭК России на ОАО, должна направляться Компанией дочерним предприятиям для выполнения работ, связанных с обеспечением надежности магистральных систем нефтепродуктопроводов

Компания ежеквартально представляет в ФЭК России информацию о получении и расходовании фактической тарифной выручки за услуги по обеспечению надежности системы магистральных нефтепродуктопроводов ОАО, в рамках исполнения вышеуказанного постановления разрабатывает и утверждает программы инвестирования дочерних обществ, на балансе у которых числятся магистральные нефтепродуктопроводы. Согласно утвержденным программам инвестирования Компания осуществляет перечисление своей чистой прибыли дочерним предприятиям. Полученные средства дочерние предприятия используют строго по целевому назначению: на реконструкцию, модернизацию нефтепродуктопроводов, а также на приобретение и создание объектов основных средств производственного назначения.

Согласно п.47 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных Приказом Минфина России N 60н от 28.06.2000, "остатки сумм получаемых коммерческой организацией средств целевого финансирования (из бюджета, от других организаций и граждан) отражаются по группе статей "Доходы будущих периодов". Уменьшение этих остатков осуществляется по мере признания в отчетном периоде внереализационных доходов".

При этом в соответствии со ст.2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 средства, переданные между основными и дочерними предприятиями, при условии, что доля основного предприятия составляет более 50 процентов в уставном капитале дочерних предприятий, не является объектом обложения налогом на прибыль. Таким образом, бухгалтерское законодательство вступает в противоречие с налоговым законодательством.

По нашему мнению, получаемые дочерними предприятиями от Компании денежные средства из централизованного фонда Компании нельзя приравнивать к безвозмездно полученным. Поэтому их необходимо отражать по счету "Целевое финансирование" с дальнейшим отнесением на счет "Добавочный капитал".

Просьба разъяснить.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 8 ноября 2001 г. N 04-02-05/1/197

Департамент налоговой политики совместно с Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности рассмотрел Ваше письмо и сообщает следующее.

Учитывая порядок формирования средств на цели реконструкции, модернизации нефтепроводов, условия договоров, заключенных ОАО с дочерними обществами, оснований для учета полученных дочерними обществами сумм целевых средств в качестве добавочного капитала не имеется. По-нашему мнению, применение двухставочного тарифа является одной из форм государственной помощи. Указанные суммы в бухгалтерском учете надлежит рассматривать как доходы с отнесением их в состав внереализационных доходов организации в установленном порядке.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в состав доходов от внереализационных операций не подлежат включению средства, переданные между основными и дочерними предприятиями, при условии, что доля основного предприятия составляет более 50 процентов в уставном капитале дочерних предприятий.

При определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль финансовый результат, сформировавшийся по правилам бухгалтерского учета за отчетный (налоговый) период, подлежит корректировке на основании Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли" (Приложение N 4 к Инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций").

Заместитель руководителя

Департамента налоговой политики

А. И.КОСОЛАПОВ

08.11.2001