Часть отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и органов исполнительной власти субъектов РФ направляется в бюджеты субъектов РФ для целевого финансирования работ по воспроизводству минерально - сырьевой базы в соответствии с территориальными программами геологического изучения недр. Из них часть отчислений по представлению территориальных органов федерального органа управления государственным фондом недр может передаваться добывающим предприятиям, самостоятельно проводящим работы по геологическому изучению недр

Порядок финансирования, применяемый налоговыми органами области, путем оставления указанной части отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы непосредственно у добывающих предприятий, самостоятельно проводящих работы по геологическому изучению недр, обеспечивает использование механизма проведения неденежных расчетов с бюджетом области, что противоречит ст.45, п.3 ст.58 части первой НК РФ.

Учитывая изложенное, финансовое управление области считает необходимым обеспечить зачисление добывающими предприятиями части отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы, передаваемой им согласно расчетным объемам отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы, в том числе и по общераспространенным полезным ископаемым, на балансовый счет 40101 органов федерального казначейства для последующего распределения платежей.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 октября 2001 г. N 04-07-06/78

Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело Ваше обращение и сообщает следующее.

Пунктом 3 Порядка использования отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.1996 N 597, установлено, что часть отчислений из направляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации по представлению территориальных подразделений Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр может передаваться добывающим организациям и предприятиям, самостоятельно проводящим работы по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально - сырьевой базы.

В соответствии с п.6 указанного Постановления Правительства Российской Федерации предложения по объемам отчислений, аккумулируемых в бюджетах субъектов Российской Федерации для целевого финансирования работ в соответствии с территориальными программами геологического изучения недр и воспроизводства минерально - сырьевой базы, разрабатываются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и направляются ими Комитету Российской Федерации по геологии и использованию недр до 1 апреля предшествующего года.

В этих предложениях должны быть указаны отчисления, передаваемые добывающим организациям и предприятиям, имеющим лицензию на пользование недрами и самостоятельно проводящим геолого - разведочные работы на участках недр, предоставленных им в установленном порядке. Указанные отчисления и подлежащие выполнению за счет этих средств объемы геолого - разведочных работ определяются с учетом предложений соответствующих федеральных органов исполнительной власти (в части, касающейся конкретных видов полезных ископаемых).

МНС России ежегодно доводит для руководства и исполнения представленные МПР России (по согласованию с Минэкономразвития России и Минфином России) по каждому предприятию - плательщику расчетные данные по объемам отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы, по которым должно производиться перечисление налога в федеральный и территориальный бюджеты и расчет средств, передаваемых организациям с согласия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации для самостоятельного финансирования геолого - разведочных работ.

Средства отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы, передаваемые в распоряжение организаций - налогоплательщиков для самостоятельного финансирования геолого - разведочных работ, используются только по целевому назначению и не подлежат перечислению в бюджеты субъекта Российской Федерации.

Указанный порядок никакого отношения к проведению неденежных расчетов с бюджетом области не имеет, так как в данном случае на бюджет области не возлагается никаких обязательств по перечислению налогоплательщику средств на проведение геолого - разведочных работ, а на налогоплательщика - по перечислению соответствующих сумм в доход бюджета. В связи с чем указанный порядок использования средств отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы не может противоречить ст.45, п.3 ст.58 Налогового кодекса Российской Федерации и Письму МНС России от 20.03.2000 N АС-6-09/203.

Взыскание и зачисление в бюджет субъекта Российской Федерации средств отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы, передаваемых в распоряжение добывающих организаций в соответствии с п. п.19 и 24 Инструкции Госналогслужбы России от 31.12.1996 N 44 "О порядке исчисления, уплаты в фонд воспроизводства минерально - сырьевой базы и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы", возможно только в случае выявления недоиспользования или нецелевого использования таких средств при уточнении сумм отчислений, использованных добывающими организациями на геолого - разведочные работы по итогам календарного года. При этом указанные суммы не могут самостоятельно передаваться другим организациям для финансирования геолого - разведочных работ.

Учитывая изложенное, а также то, что с 1 января 2002 г. вводится в действие гл.26 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добычу полезных ископаемых", предусматривающая замену существующих на сегодня платежей за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы и акцизов на нефть и стабильный газовый конденсат одним налогом, распределение которого между уровнями бюджетной системы Российской Федерации будет осуществляться в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, считаем изменение в настоящее время существующего порядка зачисления отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы нецелесообразным.

Заместитель Министра финансов

Российской Федерации

М. А.МОТОРИН

17.10.2001