Статьей 21 Закона "Об охране окружающей природной среды" предусмотрено зачисление средств от исков от возмещения вреда и штрафов за экологические правонарушения в экологические фонды

Учитывая, что в настоящее время Законом "О федеральном бюджете на 2001 год" не предусмотрено направление в указанные фонды платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, в отдельных регионах закрыты счета фондов или же полностью прекращена их деятельность. Был также упразднен Государственный комитет Российской Федерации по охране природы. В этих случаях возникает вопрос не только о направлении средств по ранее исчисленным штрафам за нарушение природоохранного законодательства, но и о правомерности наложения новых аналогичных санкций на предприятия и организации со стороны каких-либо государственных органов.

Ответ: Следует иметь в виду, что право на предъявление исков в возмещение вреда и штрафов за экологические правонарушения действующим законодательством было предоставлено не экологическим фондам (хотя на практике они и участвовали в различных организационных мероприятиях по определению реального размера ущерба природной среде), а специально уполномоченным государственным органам в сфере охраны природы.

Указом Президента Российской Федерации от 17.05.2000 N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" функции упраздненного Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды переданы Министерству природных ресурсов Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2000 N 726 "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации" органы МПР России вправе рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания, а также направлять материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, водного и лесного законодательства в органы внутренних дел, прокуратуру, суд, предъявлять в установленном законом порядке в суд и арбитражный суд иски о возмещении ущерба (вреда), причиненного лесному фонду, окружающей природной среде (см. п.7 Положения о МПР России).

Таким образом, прекращение в отдельных регионах деятельности экологических фондов не означает прекращения деятельности специально уполномоченных органов, в компетенцию которых входит применение различных санкций за нарушение природоохранного законодательства.

Что касается порядка зачисления сумм указанных выше исков и штрафов в условиях упразднения фондов, то в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации. Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями судов (см. ст.46).

В. В.Петрунин

Советник налоговой службы

I ранга

15.10.2001