Об определении налоговой базы по НДПИ при добыче известняка в случае отсутствия реализации добытого полезного ископаемого

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 15 августа 2013 г. N 03-06-06-01/33311

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу определения налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче известняка и сообщает.

Пунктом 4 ст. 340 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что в случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого налогоплательщик для определения налоговой базы применяет способ оценки стоимости добытых полезных ископаемых исходя из его расчетной стоимости.

При этом расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. В этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В силу положений п. 4 ст. 340 Кодекса общая сумма расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде, распределяется между добытыми полезными ископаемыми пропорционально доле каждого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых в этом налоговом периоде.

Таким образом, из приведенных норм ст. 340 Кодекса следует, что первоначально определяется общая сумма расходов (прямых и косвенных) по добыче всех полезных ископаемых на конкретном участке недр, непосредственно связанных с добычей полезного ископаемого, которая затем распределяется между добытыми полезными ископаемыми пропорционально доле каждого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых на данном участке недр полезных ископаемых, поскольку под "общим количеством добытых полезных ископаемых" понимается итоговое количество всех добытых полезных ископаемых за соответствующий период на конкретном участке недр безотносительно к виду, месторождению и способу дальнейшего использования добытого полезного ископаемого, а под "общими расходами на добычу" понимается, соответственно, итоговая сумма расходов на добычу общего количества добытых полезных ископаемых.

Вместе с тем отмечаем, что изложенное мнение Департамента не является нормативным правовым актом, имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в данном письме.

В частности, согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.01.2013 N 11498/12 в случае ведения налогоплательщиком НДПИ обособленного учета расходов отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого при определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых в соответствии с п. 4 ст. 340 Кодекса учитываются расходы, произведенные налогоплательщиком НДПИ только в отношении полезных ископаемых, оценка стоимости которых производится исходя из расчетной стоимости, без учета расходов в отношении реализованных в этом налоговом периоде полезных ископаемых.

Что касается порядка заполнения налоговой декларации по НДПИ, то в соответствии с п. 1 ст. 32 Кодекса разъяснять порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов) обязаны налоговые органы в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н. А.КОМОВА

15.08.2013