Администрация предприятия заключила с профсоюзом коллективный договор и соглашение, в соответствии с которыми администрация предприятия перечисляет денежные средства профсоюзу на цели, связанные с охраной труда работников предприятия. При этом стороны действуют в соответствии с действующим законодательством, в частности на основании Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях", Закона РФ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Федерального закона РФ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и КЗоТ РФ. Приведенные нормативные акты позволяют передать в ведение профсоюза вопрос охраны труда и управления выделенными для этого средствами

Правомерно ли в такой ситуации отнесение на себестоимость средств, перечисленных предприятием профсоюзу на цели, связанные с охраной труда?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 18 сентября 2001 г. N 04-02-05/1/175

Департамент налоговой политики на Ваш запрос сообщает следующее.

Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организациях возлагаются на работодателя.

Согласно ст.12 этого Федерального закона в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации. При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

На основе разработанных в соответствии со ст.12 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 8 февраля 2000 г. N 14, в организациях, осуществляющих производственную деятельность, разрабатываются положения о службе охраны труда, учитывающие специфику их организационно - правовых форм.

Службу рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы.

Структуру и численность работников службы определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда на предприятии, утвержденных Постановлением Минтруда России от 10 марта 1995 г. N 13. Руководитель организации должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками службы своих полномочий (разд. V).

На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, отвечающие требованиям, изложенным в п.17 разд. VI Рекомендаций.

В организациях с численностью 100 и менее работников руководитель может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста или иное лицо (с его согласия), которое после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.

Таким образом, в целях охраны труда в организации руководитель должен организовать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда; при определенной численности работников - возложить обязанности по охране труда на другого специалиста либо заключить договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда.

Представители профессиональных союзов могут входить в состав комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых руководителями в организациях с численностью более 10 работников, в целях организации разработки раздела коллективного договора (соглашения) об охране труда, совместных действий работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также проведения проверок условий и охраны труда на рабочих местах (ст.13 вышеназванного Федерального закона).

Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации предусматривается взаимодействие службы охраны труда организации в своей деятельности с уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов и другими структурами.

Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" также предусматривается право профсоюзов осуществлять профсоюзный контроль за состоянием охраны труда через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами.

Названными выше законодательными и нормативными актами не предусматривается право руководителей организаций передавать обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации в ведение профсоюзных организаций, а также право профсоюзов управлять охраной труда в организации.

С учетом изложенного средства, перечисляемые профсоюзу на цели обеспечения выполнения требований охраны труда в организации, в состав затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), включаться не должны.

Руководитель Департамента

налоговой политики

А. И.ИВАНЕЕВ

18.09.2001