Помещение как натуральная доля в праве общей собственности на здание
(Максимович Д. А.) ("Законы России: опыт, анализ, практика", 2008, N 11) Текст документаПОМЕЩЕНИЕ КАК НАТУРАЛЬНАЯ ДОЛЯ В ПРАВЕ ОБЩЕЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗДАНИЕ
Д. А. МАКСИМОВИЧ
Максимович Дмитрий Андреевич - юрист юридической фирмы "Пепеляев, Гольцблат и партнеры", аспирант Института государства и права РАН.
Правовое соотношение жилых и нежилых зданий с находящимися в них квартирами и нежилыми помещениями остается одной из наиболее актуальных и трудноразрешимых проблем действующего российского законодательства и правовой теории. Главная проблема с помещениями упрощенно состоит в том, что в реальной российской действительности они уже стали самостоятельными объектами имущественного оборота - регистрируемыми объектами недвижимости, свободно переходящими в результате различных сделок от одного собственника к другому, причем на вполне законном основании <1>. Тем не менее в части первой ГК РФ (ст. 130) помещения не признаются недвижимым имуществом, поскольку согласно традиционным вещно-правовым воззрениям выступают как составные части неделимого недвижимого объекта - здания и могут юридически существовать и участвовать в обороте лишь как доли в праве общей собственности на здание. -------------------------------- <1> Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594; статьи 549, 558 и др. ГК РФ; статьи 15, 16 и др. Жилищного кодекса РФ.
Со зданиями, включающими несколько помещений, главная проблема заключается в следующем. До тех пор пока здание целиком принадлежит одному владельцу, оно является полноценным объектом права собственности и имущественного оборота. Однако если единоличный собственник здания, включающего несколько помещений, продаст хотя бы одно из них другому лицу, то здание юридически прекратит свое существование. В этом случае на "юридических обломках" жилого дома возникнет два новых объекта гражданских прав: квартира и так называемое общее имущество в многоквартирном доме (ст. 290 ГК РФ). На месте же нежилого здания в этом случае останутся только нежилые помещения, так как вопрос об общем имуществе их собственников сегодня в законе не решен, а применять к нежилым зданиям аналогию закона об общем имуществе в многоквартирном доме судебная практика категорически (и вполне обоснованно) не дозволяет <2>. То есть здание физически продолжит существовать, а юридически - нет, и только потому, что помещения внутри него стали принадлежать не одному, а двум и более лицам. -------------------------------- <2> Постановление Президиума ВАС РФ от 10 сентября 2002 г. N 3673/02 // Вестник ВАС РФ. 2002. N 12.
Отсутствие внятного правового режима помещений и зданий, в которых помещения принадлежат более чем одному лицу, порождает множество практических трудностей, неприятностей и недоразумений, которые многократно обсуждались в литературе <3>. По общему признанию специалистов, нынешний правовой режим помещений и зданий, в которых они находятся, неприемлем и требует существенного обновления. -------------------------------- <3> В частности, отмечались трудности и неясности в следующих вопросах: кому принадлежит здание в целом; как отчуждать здание по частям; кому принадлежит право на земельный участок под зданием; какие есть законные основания для распределения расходов на содержание здания; на ком лежат риски и как решать вопрос с обременениями, относящимися к зданию; как координировать действия собственников помещений для текущего управления зданием (Пиджаков А. Ю., Нечуйкина Е. В. К вопросу о правовом регулировании оборота нежилых помещений // Гражданское право. 2004. N 2. С. 47 - 48). Приводились случаи, когда бывший собственник здания, полностью распродавший третьим лицам все помещения в здании, умудрялся заложить здание банку как некую материальную "оболочку" (Наумова Л. Нежилые помещения как предмет ипотеки // Бизнес-адвокат. 2004. N 7. С. 9). Бывали ситуации, когда арбитражный суд отказывал собственнику помещения в офисном здании в признании за ним доли в коридорах, лестницах, туалетных комнатах, что оставляло лишь возможность установления платных сервитутов для использования этих объектов (Суханов Е. А. О понятии и видах вещных прав в российском гражданском праве // Журнал российского права. 2006. N 12. С. 48). См. также: Глинщикова Т. Проблемы оборота нежилых помещений // Бизнес-адвокат. 2004. N 1. С. 10; Борзова Ю. А. Понятие нежилого помещения как объекта гражданского права // Правоведение. 2006. N 6. С. 98 - 99.
В юридической литературе предлагались различные меры для выхода из сложившейся ситуации, которые условно можно разделить на две группы. К первой относятся предложения "косметического" свойства, заключающиеся в том, чтобы, не меняя коренным образом сложившееся в России правовое соотношение между помещениями и зданиями, в которых они находятся, с помощью разрозненных мер нормотворческого характера постараться восполнить наиболее очевидные пробелы в законодательстве, сгладить хотя бы частично некоторые из существующих противоречий. К ним, в частности, относятся рекомендации: назвать непосредственно в ГК РФ помещения недвижимым имуществом и "в дальнейшем значительно детализировать их правовой режим"; признать в гражданском законодательстве жилые и нежилые помещения "самостоятельными объектами гражданского оборота"; "более четко определить режим общего имущества в здании"; устранить возможность одновременной государственной регистрации права собственности на здание и расположенные в нем нежилые помещения <4>; распространить режим общего имущества в многоквартирном жилом доме (ст. 290 ГК РФ) на общее имущество в нежилых зданиях <5>; дать законодательное определение нежилому помещению и имуществу, находящемуся в общем пользовании, четко разграничив зоны ответственности собственника помещения и всех сособственников в здании <6>; установить сеть сервитутов на пользование общим имуществом в нежилом здании <7>; использовать институт простого товарищества (совместной деятельности) как средство, переводящее "отношения собственности нескольких лиц на здание - на почву ГК РФ" <8>. -------------------------------- <4> См.: Концепция развития гражданского законодательства о недвижимом имуществе, раздел III, § 3 // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2003. N 1 - 2; Чубаров В. В. Правовой режим нежилого помещения как самостоятельного объекта недвижимости // Право и экономика. 2003. N 3. С. 39 - 41. <5> Лапач В. А. Система объектов гражданских прав: теория и судебная практика. СПб.: Юр. центр Пресс, 2002. С. 370 и след.; Чубаров В. В. Указ. соч. С. 39 - 41; Харитонова Ю. В. Правовой статус нежилых помещений по российскому законодательству: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 10. <6> Паланкоев И. Нежилое помещение как объект гражданских прав // Гражданское право. 2007. N 4. С. 23 - 27. <7> Скловский К. И. Некоторые проблемы права на нежилое помещение // Вестник ВАС РФ. 2003. N 8. С. 84 - 93; Наумова Л. Указ. соч. С. 9; Глинщикова Т. Указ. соч. С. 10. <8> Скловский К. И. Указ. соч. С. 84 - 93.
Вторая группа предложений, условно именуемых нами "концептуальные", отражает попытки найти целостное решение проблемы правового соотношения помещений и зданий, в которых они находятся. Среди этих концептуальных решений, в свою очередь, можно выделить новаторские и традиционалистские. Новаторские конструкции в той или иной степени предполагают отступление от традиционных вещно-правовых воззрений. В качестве примера можно привести предложенную С. А. Степановым "комплексную конструкцию составной недвижимой вещи", предусматривающую возможность образования одного недвижимого объекта (например, помещения) в составе другого недвижимого имущества (например, здания) - так называемой объектно-правовой матрешки <9>. Данная конструкция, однако, слишком далеко уводит от традиционных представлений о единстве объекта недвижимости, приводя автора к опасному, на наш взгляд, разрыву между правами на здание и правами на расположенные в нем помещения, при котором единоличный собственник здания после продажи в нем одного или нескольких помещений так и остается собственником здания, а покупатель помещения владеет, пользуется и распоряжается исключительно приобретенным им помещением, "увязывая свои правомочия с правомочиями собственника здания" <10>. -------------------------------- <9> Степанов С. А. Составная недвижимая вещь // Журнал российского права. 2004. N 8. С. 39 - 46. <10> Там же.
Думается, что при таком подходе, лишенном надежных гносеологических корней, можно в дополнение к существующим противоречиям наплодить много новых, в частности между собственником здания и собственником помещения в этом здании, которые будут до бесконечности увязывать друг с другом свои правомочия. Внешне новаторской выглядит идея К. И. Скловского об установлении "свободно отчуждаемого вещного права на часть здания", которое (вещное право) с доктринальной точки зрения "могло бы рассматриваться как часть права собственности" <11>. Однако новаторство здесь имеет в основном терминологическое значение, так как автор категорически отрицает наличие даже практических оснований для отнесения нежилых помещений к объектам гражданских прав и сам признает, что предложенное им свободно отчуждаемое вещное право на часть здания только тем и отличается от общей собственности, что не предусматривает ограничений на продажу в виде преимущественного права покупки. -------------------------------- <11> Скловский К. И. Указ. соч. С. 84 - 93.
То есть в содержательном плане эта идея и ее автор тяготеют скорее не к новаторскому, а к имеющему много сторонников традиционалистскому направлению, грань между которыми проходит, в частности, по линии признания/непризнания помещений оборотоспособными объектами гражданских прав. Одним из наиболее последовательных сторонников традиционалистского (германо-пандектного) подхода является Е. А. Суханов, отстаивающий сохранение и практическое использование классических понятий и категорий и предлагающий, по примеру Германии и Австрии, установить на неделимую вещь (здание) общую долевую собственность, а конкретную часть вещи - реальную долю (квартиру или нежилое помещение) предоставлять сособственнику В ПОЛЬЗОВАНИЕ или, как в Австрии, В ПОЛЬЗОВАНИЕ НА ОСОБОМ ОГРАНИЧЕННОМ ВЕЩНОМ ПРАВЕ <12>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Статья Е. А. Суханова "К понятию вещного права" включена в информационный банк согласно публикации - "Правовые вопросы недвижимости", 2005, N 1. ------------------------------------------------------------------ <12> Суханов Е. А. К понятию вещного права // Гражданское право. 2004. N 1. С. 7 - 12; Он же. О понятии и видах вещных прав в российском гражданском праве // Журнал российского права. 2006. N 12. С. 49; Он же. Вещные права и права на нематериальные объекты // Вестник ВАС РФ. 2007. N 7(176). С. 21 - 22.
Такое решение, очевидно, помогло бы упорядочить правовой режим здания в целом. Однако данное решение никак не учитывает российские реалии, не оставляет места для самостоятельного участия помещений в имущественном обороте, в то время как по действующему законодательству и сложившейся практике помещения уже в нем участвуют. Отмеченные выше прописью положения показывают, что прямолинейная реализация традиционалистской конструкции общей долевой собственности на жилой дом и нежилое здание привела бы к упразднению уже установившегося в России и устоявшегося в общественном сознании права собственности на квартиры и нежилые помещения. При этом бывшие собственники квартир и нежилых помещений стали бы их ограниченными пользователями, а предоставление в виде компенсации за утраченную собственность малопонятного гражданам статуса долевого сособственника дома в целом вряд ли нашло бы у них понимание и одобрение. При изложенных обстоятельствах выход видится в том, чтобы, не пересматривая в корне фундаментальных вещно-правовых воззрений, категорий и понятий, постараться уточнить и по-новому взглянуть на некоторые из них - с учетом потребностей и практики реального имущественного оборота в России. В этой связи надо отметить, что для признания помещений объектами недвижимости (следовательно - объектами имущественного оборота, права собственности и т. д.) имеется не только практическая потребность, но и некоторые вещно-правовые основания. Признавая главной характеристикой недвижимой вещи ее неразрывную, тесную связь с землей, следовало бы уточнить, о какой именно связи идет речь. И здесь полезно вспомнить о том, что недвижимость - это регистрируемое, публично существующее и публично участвующее в обороте имущество. Исходя из этого, тесная связь недвижимости с землей, как нам видится, состоит не в том, что имущественный объект нельзя физически или технически передвинуть с соответствующего земельного участка на другой (технические возможности для этого уже давно имеются), а в том, что соответствующий имущественный объект регистрируется именно по месту его постоянного нахождения, на соответствующем участке земли, относящемся к определенной административной территории, с которого(ой) его невозможно или крайне затруднительно унести (увезти, переместить) непубличным (тайным) образом в другое место и на котором любой желающий всегда может его найти. Именно в этом, с юридической точки зрения, и состоит, на наш взгляд, неразрывная связь объекта недвижимости с землей. С указанных позиций квартира и нежилое помещение, как представляется, вполне могут быть причислены (в части первой ГК РФ) к объектам недвижимости и, соответственно, к объектам имущественного оборота, гражданских прав, права собственности и т. д. Тем более что и квартира, и нежилое помещение в силу конструктивной и функциональной обособленности полностью соответствуют такой традиционной характеристике недвижимой вещи, как специализация или индивидуальная определенность <13>. -------------------------------- <13> Суханов Е. А. О понятии и видах вещных прав в российском гражданском праве // Журнал российского права. 2006. N 12. С. 48.
Вопреки бытующему мнению признание помещения недвижимым имуществом не ломает устоявшихся вещно-правовых представлений о здании как о неделимой вещи. В техническом, конструктивном отношении здание действительно неделимо - как по горизонтали, так и по вертикали. Тем не менее для целей имущественного оборота еще в римском праве, как известно, здание было признано юридически делимым по вертикали <14>; в более поздних континентальных правовых системах появилась конструкция поэтажной собственности внутри здания <15>; современное германское законодательство допускает своеобразное право собственности на квартиру, объявляя его производным и зависимым от права общей собственности (доли в праве общей собственности) на дом <16>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник "Римское частное право" (под ред. И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского) включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004. ------------------------------------------------------------------ <14> См.: Римское право: Учебник / Под ред. И. Б. Новицкого и И. С. Перетерского. М.: Юрист, 1996. С. 150. <15> См., напр.: Чубаров В. В. Проблемы правового регулирования недвижимости. М.: Статут, 2006. С. 49. <16> См.: Суханов Е. А. О понятии и видах вещных прав в российском гражданском праве // Журнал российского права. 2006. N 12. С. 49. Сноска 4.
Согласимся, что "критерием признания вещи делимой или неделимой служит оцениваемая гражданским оборотом способность или неспособность составных частей вещи приобретать самостоятельную ценность" <17>. Но добавим, что кроме появления самостоятельной ценности у составной части физически неделимой вещи в этом случае не исчезает, а сохраняется несамостоятельная ценность, определяемая свойствами и характеристиками целой вещи. -------------------------------- <17> Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой / Под ред. Т. Е. Абовой и А. Ю. Кабалкина. М., 2004. С. 399.
Так, отдельная квартира в многоквартирном доме имеет как собственную ценность (площадь, количество и расположение комнат, высота потолков, этажность, уровень внутренней отделки, вид из окна и т. п.), так и вполне определенную ценность в качестве составной части дома (с точки зрения года постройки дома, его конструкции и местоположения, наличия технической и бытовой инфраструктуры, состояния коммуникаций и т. п.). Соответственно, и многоквартирный дом ценен не только сам по себе, но и как вместилище квартир, обладающих тем или иным набором собственных потребительских характеристик, свойств и качеств. То есть помещение является не полностью самостоятельным, а обособленным (конструктивно, функционально, юридически и регистрационно) имущественным объектом, имеющим некоторую собственную ценность, но заведомо не способным существовать и участвовать в имущественном обороте в полном отрыве и вне всякой связи со зданием в целом. Для того чтобы не нарушать эту тесную связь между частью и целым, целесообразно юридически рассматривать помещение не только как обособленный (для нужд оборота) имущественный объект, но одновременно и как натуральную долю в праве общей собственности на здание. Непривычное и внешне противоречивое словосочетание "натуральная доля" в действительности не более противоречиво, чем близкое к нему общеизвестное понятие "реальная доля". Только реальная доля дополнительно к идеальной доле в праве общей собственности на дом (выражаемой процентом или дробной частью) предоставляет владельцу обособленного помещения правомочия владения и пользования этим помещением, а натуральная доля плюс к этому - также правомочие распоряжения соответствующим обособленным помещением. Иначе говоря, помещение как натуральная доля - это обособленная до уровня объекта права собственности индивидуально определенная часть здания, предоставляющая автоматически ее владельцу (собственнику помещения) соответствующую долю в праве общей собственности на здание, в котором помещения принадлежат более чем одному лицу. Юридическая конструкция натуральной доли позволяет без урона для традиционных вещно-правовых воззрений, с помощью известных понятий и институтов объединить в одном лице собственника помещения и долевого сособственника здания, в котором это помещение находится. Следует уточнить, что в этой конструкции не любые помещения предоставляют их собственникам долю в праве общей собственности на здание, а только профильные для данного здания помещения: квартиры - в жилых домах; соответствующие нежилые помещения - в соответствующих нежилых зданиях (офисные - в офисных, складские - в складских, торговые - в торговых, производственные - в производственных и т. д.) <18>. -------------------------------- <18> В государственных регистрационных документах следовало бы более точно и дифференцированно определять функциональный профиль зданий. Сегодня в соответствии с регистрационным законодательством помещения делятся на производственные, складские, торговые и т. п., а здания - только на жилые и нежилые (п. 30 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219, с изм. от 22 ноября 2006 г.).
Второе уточнение заключается в том, что собственник профильного помещения становится долевым сособственником не части здания (общего имущества в здании), а всего здания в целом как самостоятельного объекта недвижимости, юридически обособленного не только от других таких же объектов, но и от помещений, находящихся в этом здании. И здесь нет противоречия, так как в правовом отношении помещение и здание, в котором оно находится, - это два разных имущественных объекта, которые существуют и участвуют в обороте каждый по своим правилам, не обязательно совпадающим друг с другом. Важно только отчетливо разграничить в законодательстве правомочия одного и того же лица как собственника помещения, с одной стороны, и как дольщика в праве общей собственности на здание - с другой. Третье уточнение состоит в том, что профильное помещение предоставляет его собственнику соответствующую долю в праве общей собственности на дом (здание) автоматически <19>. Эта доля всегда следует за правом собственности на профильное помещение. Она не может участвовать в имущественном обороте самостоятельно, отдельно от соответствующего профильного помещения, и помещение не может участвовать в обороте в отрыве от соответствующей доли. -------------------------------- <19> Подразумевается, что не само профильное помещение, а право собственности на него предоставляет автоматически владельцу помещения долю в праве общей собственности на здание.
Четвертое уточнение: рассматриваемая нами доля в праве собственности на здание выражается в процентах или дробной частью (как идеальная доля). Ее размер определяется как соотношение между площадью данного профильного помещения и общей площадью всех имеющихся в здании профильных помещений. Например, если площадь офисного помещения в офисном здании составляет 25 кв. м, а общая площадь всех имеющихся в здании офисов равна 350 кв. м, то доля собственника 25-метрового офиса в праве общей собственности на офисное здание составит: (25 кв. м x 100%) : 350 = 7,143% (или 1/14 часть). Такой же процент (ту же дробную часть) в нашем примере составит и доля собственника 25-метрового офиса в праве общей собственности на относящийся к офисному зданию земельный участок. Предлагаемая конструкция натуральной доли, объединяющая в одном лице собственника помещения и долевого сособственника здания в целом, позволит устранить все основные противоречия и неувязки в регулировании правового режима жилых и нежилых зданий и находящихся в них помещений. При этом не потребуется вносить в законодательство какие-то обширные изменения и дополнения, не согласующиеся с традиционными понятиями и правовыми институтами. В существующий режим общей долевой собственности на здание достаточно будет внести некоторые уточнения (особенности), отражающие вторичность, производность доли в здании от права собственности на соответствующее профильное помещение (в частности, предусмотреть их нераздельное участие в имущественном обороте, уточнить правомочия и обязанности дольщиков по коллективному управлению зданием и относящимся к нему земельным участком, использованию непрофильных помещений и т. д.). В существующий режим собственности на обособленные внутри здания профильные помещения, в свою очередь, достаточно будет внести некоторые уточнения (особенности), отражающие тесную связь права собственности на профильное помещение с долей в праве общей собственности на здание, дающей не только определенные права по использованию здания в целом, но и возлагающей обязанности по поддержанию его в исправном состоянии и т. д. Одной из таких особенностей вполне могло бы стать установление преимущественного права покупки профильного помещения дольщиком, добросовестно выполняющим обязанности по поддержанию здания в надлежащем состоянии (кроме случая отчуждения квартиры собственником ближайшему родственнику). Некоторые уточнения пришлось бы внести и в порядок государственной регистрации прав на здания и находящиеся в них помещения, чтобы увязать в регистрационном отношении принадлежность одному и тому же лицу помещения, а также доли в праве общей собственности на здание и на относящийся к зданию земельный участок. Что касается вообще урегулирования в законодательстве правового режима зданий и находящихся в них помещений, то можно согласиться с Е. А. Сухановым в том, что речь идет об "особом правовом режиме, который... должен регулироваться специальным законодательством, а не общими правилами ГК" <20> (мы бы уточнили - не только общими правилами ГК). -------------------------------- <20> Суханов Е. А. Вещные права и права на нематериальные объекты // Вестник ВАС РФ. 2007. N 7(176). С. 23.
Дело в том, что в регулировании правового режима зданий и помещений, тесно связанных с землей (в изложенном выше понимании), ощутимо присутствует публично-правовая составляющая ("вертикальное" регулирование), на которую обращали внимание разные авторы <21> и которая переплетается с частноправовым ("горизонтальным") регулированием <22>. В силу этого включать в ГК, который заведомо не предназначен для "вертикального" регулирования публично-правовых вопросов, конкретные правила, относящиеся к правовому режиму зданий и находящихся в них помещений, вряд ли возможно и целесообразно. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского "Договорное право. Договоры о передаче имущества" (Книга 2) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2002 (издание 4-е, стереотипное). ------------------------------------------------------------------ <21> См.: Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга вторая. М., 2008. С. 191; Певницкий С. Г. Общее имущество многоквартирного дома как объекта права общей долевой собственности // Нотариус. 2005. N 3. С. 37 - 39 и др. <22> Дорожинская Е. А. Правовое регулирование сделок с недвижимым имуществом: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 7.
В ГК можно лишь в общей форме закрепить статус зданий и помещений как объектов имущественного оборота (объектов недвижимости, гражданских прав, права собственности и т. д.), в том числе особый статус помещения как натуральной доли в праве общей собственности на здание (по примеру ст. 247 ГК, устанавливающей реальную долю). В остальном, что касается определения конкретного правового режима зданий и расположенных в них помещений, ГК должен отсылать к специальному федеральному закону (например, федеральному закону о зданиях и расположенных в них помещениях). В таком отдельном законе как раз и можно было бы отразить все необходимые особенности (одновременно частноправовые и публично-правовые) трех взаимосвязанных, но юридически обособленных имущественных объектов: зданий, в которых помещения принадлежат разным лицам; помещений, расположенных в таких зданиях; земельных участков, относящихся к таким зданиям.
Название документа Вопрос: Я - женщина-военнослужащая, прапорщик, 47 лет, 15 лет выслуги. Стою в очереди на получение жилья с сыном 24 лет. Квартира из скольких комнат нам положена? Если исходить из количества квадратных метров на одного человека, то нам положена однокомнатная квартира, но мы два взрослых разнополых человека и не являемся мужем и женой. В настоящее время живем в закрытом военном городке. Сертификат получать не хочу. ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 11) Текст документа
Вопрос: Я - женщина-военнослужащая, прапорщик, 47 лет, 15 лет выслуги. Стою в очереди на получение жилья с сыном 24 лет. Квартира из скольких комнат нам положена? Если исходить из количества квадратных метров на одного человека, то нам положена однокомнатная квартира, но мы два взрослых разнополых человека и не являемся мужем и женой. В настоящее время живем в закрытом военном городке. Сертификат получать не хочу.
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 58 ЖК РФ при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. В таком же порядке должны предоставляться служебные жилые помещения. Таким образом, Вы можете отказаться от однокомнатной квартиры и воспользоваться правом на предоставление двухкомнатной квартиры соответствующего размера. Вас в любом случае должны будут обеспечить жильем.
Р. А.Закиров Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции
Название документа Вопрос: В части существует две очереди на получение жилья, одна - общая, вторая - "внеочередная". Согласно этим очередям как должно вестись распределение поступившего в часть жилья между военнослужащими: пропорционально этим двум спискам или только по списку "внеочередников"? Как же быть тем, кто стоит в общей очереди? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 11) Текст документа
Вопрос: В части существует две очереди на получение жилья, одна - общая, вторая - "внеочередная". Согласно этим очередям как должно вестись распределение поступившего в часть жилья между военнослужащими: пропорционально этим двум спискам или только по списку "внеочередников"? Как же быть тем, кто стоит в общей очереди?
Ответ: В соответствии с п. 12 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. Указанным военнослужащим при увольнении с военной службы жилые помещения предоставляются вне очереди. Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в Определении от 6 февраля 2008 г. N ВКПИ08-5 признала данную норму соответствующей законодательству. Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 г. (утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 ноября 2007 г.) указал, что Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. А те, кто стоит в общей очереди, обеспечиваются жилыми помещениями после внеочередников.
Р. А.Закиров Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции
Название документа Вопрос: Имеет ли право вдова капитана, исключенного из списков офицерского состава ВС СССР в связи со смертью 3 июля 1991 г., на получение средств для проведения ремонта жилого дома в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. N 313, или льгота положена только вдовам военнослужащих, умерших после вступления данного Постановления в силу? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 11) Текст документа
Вопрос: Имеет ли право вдова капитана, исключенного из списков офицерского состава ВС СССР в связи со смертью 3 июля 1991 г., на получение средств для проведения ремонта жилого дома в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. N 313, или льгота положена только вдовам военнослужащих, умерших после вступления данного Постановления в силу?
Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" ремонт индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, осуществляется по нормам и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Согласно Правилам обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца (далее - Правила), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. N 313, право на получение средств, выделяемых из федерального бюджета на проведение ремонта жилых домов, имеют следующие категории граждан: - члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, в том числе при прохождении военной службы по призыву (действительной срочной военной службы); - члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 20 лет и более. При этом к членам семей погибших (умерших) военнослужащих относятся: а) вдовы (вдовцы), за исключением вступивших в новый брак; б) несовершеннолетние дети; в) дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; г) дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; д) лица, находившиеся на иждивении погибшего (умершего) военнослужащего. В Правилах не указана сфера их действия по времени, но определено действие по кругу лиц, к которому Вы относитесь. Из этого следует, что положения Правил распространяются и на Вас, если Вы не вступили в новый брак. Советую Вам ознакомиться с ответом на аналогичный вопрос под номером 196511.
Р. А.Закиров Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции
Название документа Вопрос: Кто должен ремонтировать балконный потолок четвертого этажа? Дому 40 лет, никакого ремонта не было, балкон грозит обвалиться. У меня пришли по старости в негодность за 40 лет окна, я сделала стеклопакеты. Вправе ли я требовать оплаты за них от домоуправления? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 11) Текст документа
Вопрос: Кто должен ремонтировать балконный потолок четвертого этажа? Дому 40 лет, никакого ремонта не было, балкон грозит обвалиться. У меня пришли по старости в негодность за 40 лет окна, я сделала стеклопакеты. Вправе ли я требовать оплаты за них от домоуправления?
Ответ: В вопросе Вы не указали, к какому фонду принадлежит Ваше жилье. Все зависит от того, на каких правах находится у Вас данное жилое помещение. К примеру, в соответствии со ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, а также осуществлять капитальный ремонт жилого помещения. Согласно подп. 5 п. 1 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг. Если Вы проживаете в жилом помещении на правах социального найма, то капитальный ремонт должен производить наймодатель. В данном случае наймодатель должен отремонтировать балконный потолок. Что касается денежных средств на оплату новых окон (стеклопакетов), то в данном случае вопрос является спорным, однако Вам все-таки следует сохранить все документы об их приобретении и представить для оплаты наймодателю в лице домоуправления. При возникновении спорных моментов Вам потребуются доказательства того, что старые окна были в плохом состоянии и требовали замены. Если же Вы являетесь собственником данного жилого помещения и, вероятнее всего, балкон также находится в Вашей собственности, то ремонтировать его Вы обязаны сами. При этом денежные средства за оплату новых окон (стеклопакетов) Вам возмещать никто не обязан. В частности, к работам по капитальному ремонту относятся: модернизация жилых зданий с учетом разукрупнения коммунальных многокомнатных квартир и увеличения в них количества оборудования; увеличение количества и качества услуг в квартирах; оборудование в квартирах кухонь и санитарных узлов; расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений; улучшение изоляции жилых помещений; ликвидация темных кухонь и входов в квартиры через кухни с устройством, при необходимости, встроенных или пристроенных помещений для лестничных клеток, санитарных узлов или кухонь; замена печного отопления центральным с устройством котельных, теплопроводов и тепловых пунктов; переоборудование печей для сжигания в них газа или угля; оборудование системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения с присоединением к существующим магистральным сетям, при расстоянии от ввода до точки подключения к магистралям до 150 м, устройством газоходов, водокачек, бойлерных; полная замена существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения, установка бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов; устройство лифтов, мусоропроводов, систем пневматического мусороудаления в домах с отметкой лестничной площадки верхнего этажа 14 м и выше; перевод существующей сети электроснабжения на повышенное напряжение; устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления; автоматизация и диспетчеризация отопительных котельных, тепловых сетей, теплопунктов и инженерного оборудования жилых домов; благоустройство дворовых территорий (замощение, асфальтирование, озеленение, устройство ограждений, дровяных сараев, оборудование детских и хозяйственно-бытовых площадок); разборка аварийных домов; ремонт крыш, фасадов, стыков полносборных зданий; оборудование чердачных помещений жилых и нежилых зданий под эксплуатируемые; утепление зданий (работы по повышению теплозащитных свойств ограждающих конструкций, устройство оконных заполнений с тройным остеклением, устройство наружных тамбуров); замена внутриквартирных инженерных сетей, находящихся на балансе жилищно-эксплуатационных организаций; переустройство при капитальном ремонте жилых зданий невентилируемых совмещенных кровель на вентилируемые.
Р. А.Закиров Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции
Название документа Вопрос: Имеют ли право работники из числа гражданского персонала части Министерства обороны Российской Федерации, проработавшие более 10 лет в Министерстве обороны Российской Федерации и проживающие на территории закрытого военного городка, на получение жилищного сертификата или отселение? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 11) Текст документа
Вопрос: Имеют ли право работники из числа гражданского персонала части Министерства обороны Российской Федерации, проработавшие более 10 лет в Министерстве обороны Российской Федерации и проживающие на территории закрытого военного городка, на получение жилищного сертификата или отселение?
Ответ: В соответствии с подп. "б" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг. (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, право на участие в подпрограмме имеют граждане Российской Федерации, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации. Переселению по общему правилу подлежат граждане, не имеющие отношения к Вооруженным Силам Российской Федерации и занимающие в закрытых военных городках жилые помещения по договорам социального найма (служебные - в том случае, если их нельзя выселить в соответствии с законодательством без предоставления жилых помещений). Согласно п. 18 Правил выдачу сертификатов вышеназванным гражданам осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба). Таким образом, граждане указанной в Вашем вопросе категории имеют право на ГЖС, если они подлежат переселению из закрытых военных городков, т. е. занимают помещение по договору социального найма и прекратили работать в воинских частях.
Р. А.Закиров Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции
Название документа Вопрос: Полковник. Получаю квартиру впервые. По норме мне положено 97 кв. м. Есть квартиры 71 кв. м и 41 кв. м. Какую квартиру мне должны предоставить? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 11) Текст документа
Вопрос: Полковник. Получаю квартиру впервые. По норме мне положено 97 кв. м. Есть квартиры 71 кв. м и 41 кв. м. Какую квартиру мне должны предоставить?
Ответ: В соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, ЖК РФ и другими нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы обеспечения военнослужащих жильем, жилые помещения военнослужащим предоставляются по соответствующим нормам. Вам обязаны предоставить жилье по соответствующей норме с учетом права на дополнительную площадь (от 15 до 25 кв. м). Если, например, состав Вашей семьи четыре человека и Вы проживаете в г. Москве, то Вам должны предоставить жилое помещение минимум (18 x 4 + 15) 87 кв. м и максимум 97 кв. м (18 x 4 + 25). Однако по Вашей просьбе Вам могут предоставить жилье меньшей площади.
Р. А.Закиров Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции
Название документа Вопрос: Является ли необходимым условием для получения денежной компенсации за поднаем жилого помещения предварительное признание военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения? Судья гарнизонного военного суда оставил исковое заявление без движения по мотиву отсутствия спора о праве и предложил в установленный срок переоформить иск в жалобу. Допустимы ли такие действия судьи исходя из нормы ГПК РФ, разъяснений ВС РФ? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 11) Текст документа
Вопрос: 1. Является ли необходимым условием для получения денежной компенсации за поднаем жилого помещения предварительное признание военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения? 2. Судья гарнизонного военного суда оставил исковое заявление без движения по мотиву отсутствия спора о праве и предложил в установленный срок переоформить иск в жалобу. Допустимы ли такие действия судьи исходя из нормы ГПК РФ, разъяснений Верховного Суда Российской Федерации?
Ответ: 1. Денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений связана с обеспеченностью жильем в местности, где военнослужащий проходит службу, и выплачивается только при отсутствии жилья и наличии подтвержденного документами права на его получение (в том числе служебного жилья). Согласно п. 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров. В указанном порядке денежная компенсация выплачивается также военнослужащим, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры), являющимся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также военнослужащим, за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации сохраняются жилые помещения, в которых они проживали до поступления на военную службу, или бронируются жилые помещения, при их переводе на новое место военной службы в другую местность, если в этой местности они не обеспечены служебными жилыми помещениями или жилой площадью в общежитии. В соответствии с п. 14 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 (приложение N 2 к Приказу министра обороны Российской Федерации 2005 г. N 235) выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы на основании рапорта военнослужащего, в котором указываются: дата начала найма (поднайма) жилья, дата прибытия членов семьи к новому месту военной службы (регистрации по месту жительства или пребывания), наименование населенного пункта, в котором производится наем (поднаем) жилого помещения, размер фактической оплаты за жилое помещение, а также военнослужащим принимается обязательство сообщить командиру воинской части (начальнику организации) о прекращении действия права на получение денежной компенсации или права на получение ее в повышенных размерах, в том числе в случаях поступления членов семьи на военную или правоохранительную службу в федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений. Решение о выплате денежной компенсации принимается на основании следующих документов: - копии договора найма жилого помещения либо поднайма жилого помещения (при условии заключения его в письменной форме) <1>; -------------------------------- <1> В письменной форме заключаются договоры найма жилых помещений (ст. 674 ГК РФ) и договоры поднайма жилых помещений, предоставленных по договору социального найма (ст. 77 ЖК РФ).
- справки воинской части (организации) о составе семьи военнослужащего; - выписки из приказа командира воинской части (начальника организации) о зачислении военнослужащего в списки личного состава воинской части (организации); - копий паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства или пребывания и свидетельств о рождении на детей, не достигших 14-летнего возраста. 2. В соответствии со ст. 136 ГПК РФ судья, установив, что исковое заявление подано в суд без соблюдения требований, установленных в ст. 131 (форма и содержание искового заявления) и ст. 132 (документы, прилагаемые к исковому заявлению), выносит определение об оставлении заявления без движения, о чем извещает лицо, подавшее заявление, и предоставляет ему разумный срок для исправления недостатков. В соответствии с ч. 1 ст. 246 ГПК РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными гл. 23 - 26 ГПК РФ. Частью 1 ст. 247 ГПК РФ установлены дополнительные требования к содержанию заявления. В частности, в заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием). Так как Вами не были соблюдены требования ч. 1 ст. 247 ГПК РФ к содержанию заявления, судья правомерно в соответствии со ст. 136 ГПК РФ вынес определение об оставлении его без движения.
Р. А.Закиров Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции
Название документа Вопрос: Офицер, предельный возраст и окончание контракта наступят в феврале 2009 г. Намерен продлить контракт. Сын подлежит призыву в Российскую армию. Проживаю с семьей на территории ЗВГ в служебной квартире. Признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с 2001 г. по месту прохождения службы. Может ли мой сын самостоятельно участвовать в подпрограмме ГЖС для отселения из ЗВГ? Могу ли получить "готовое" жилье по избранному месту жительства? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 11) Текст документа
Вопрос: Офицер, 44 года, в ВС Российской Федерации с 1981 г., предельный возраст и окончание контракта наступят в феврале 2009 г. Намерен продлить контракт. Состав семьи - три человека. Сын 1986 г. р., в июне 2008 г. закончил обучение в гражданском вузе по очной форме и подлежит призыву в Российскую армию. Зарегистрирован и проживаю с семьей на территории закрытого военного городка (ЗВГ) в служебной двухкомнатной квартире. Прохожу службу в части, не имеющей отношения к ЗВГ, в том числе территориально. Признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с 2001 г. по месту прохождения службы. Может ли мой сын самостоятельно участвовать в подпрограмме ГЖС для отселения из ЗВГ? По Федеральному закону "О статусе военнослужащих" (п. 5 ст. 2) сын не является членом моей семьи и после службы по призыву намерен сменить место жительства для самостоятельной трудовой деятельности, проживать с родителями он не хочет, так как там нет работы и далеко от областного центра. Я по окончании своей службы в 2009 - 2010 гг. намерен решать свой жилищный вопрос через получение "готового" жилья по избранному месту жительства (п. 3 ст. 6 Федерального закона "О статусе военнослужащих"), если не получится, то вынужден получить жилье через ГЖС на состав семьи из двух человек. Служебную квартиру сдам, так как такие квартиры - острый дефицит. Есть такая возможность? На сегодняшний день "готовое жилье" для увольняемых нашей части не предлагается.
Ответ: 1. Вам необходимо знать, что для жилищных правоотношений члены семьи определяются не в соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а в соответствии с ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой к членам семьи нанимателя относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Для жилищных правоотношений сын является членом Вашей семьи. В соответствии с п. 41 Инструкции, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 80, по просьбе военнослужащего, переведенного к новому месту военной службы, удерживающего по предыдущему месту военной службы жилое помещение (неслужебное), состоящее на учете в КЭЧ, в котором остаются проживать имеющие право на часть жилого помещения совершеннолетние члены семьи, а также иные лица, проживающие совместно с ним, с их письменного согласия, по решению командующих войсками военных округов, флотами им может быть предоставлено другое жилое помещение в части, причитающейся от общей площади жилого помещения. Вы под действие указанного пункта не подпадаете. Соответственно, с Вашим сыном не может быть заключен договор найма служебного жилого помещения и он не сможет участвовать в подпрограмме "ГЖС". Не сдав служебное жилое помещение, Вы не сможете получить квартиру по избранному месту жительства. 2. Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями военнослужащих - граждан Российской Федерации, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Р. А.Закиров Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции
Название документа Вопрос: Квартира находится в оперативном управлении военного округа. На данную квартиру на основании постановления главы администрации выдан ордер на служебное жилое помещение без признания ее служебной. Дом до настоящего времени находится на балансе воинской части и в муниципальную собственность не передан. Военнослужащий при увольнении по окончании контракта с выслугой 13 лет отказывается освободить квартиру. Есть ли возможность его выселить? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 11) Текст документа
Вопрос: Квартира находится в оперативном управлении военного округа. На данную квартиру на основании постановления главы администрации выдан ордер на служебное жилое помещение без признания ее служебной. Дом до настоящего времени находится на балансе воинской части и в муниципальную собственность не передан. Военнослужащий при увольнении по окончании контракта с выслугой 13 лет отказывается освободить квартиру. Есть ли возможность его выселить?
Ответ: Ситуация непростая. С одной стороны, офицер как окончивший военно-учебное заведение после 1998 г., на первые 20 лет военной службы имеет право на обеспечение только служебным жилым помещением. С другой стороны, фактически жилое помещение было предоставлено ему по договору социального найма. И доказать в суде обратное при отсутствии соблюдения порядка отнесения жилых помещений к служебным будет очень тяжело. Из анализа п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что указанный офицер может быть уволен с военной службы без обеспечения жилым помещением. Однозначного ответа на Ваш вопрос дать нельзя. Но в суд обращаться надо. Отстаивайте позицию, что жилье являлось служебным (так как ордер выдала местная администрация, а именно она до 1 марта 2005 г. обладала правом на отнесение жилых помещений к служебным); было предоставлено военнослужащему, который имел право только на служебное жилое помещение; в связи с утратой нанимателем статуса военнослужащего договор найма служебного жилого помещения прекратил действие; военнослужащий в связи с отказом освободить жилое помещение подлежит выселению в судебном порядке (ст. 103 ЖК РФ).
Р. А.Закиров Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции
Название документа Вопрос: Подполковник, увольняюсь с военной службы по состоянию здоровья, общая продолжительность военной службы составляет 19 лет и 7 месяцев. Предоставили жилое помещение не в собственность, а по договору социального найма. В договоре указано, что запрещаются обмен, сдача внаем и иные сделки. Правомерно ли, что я несобственник жилья, могут ли так уволить? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 11) Текст документа
Вопрос: Подполковник, увольняюсь с военной службы по состоянию здоровья, общая продолжительность военной службы составляет 19 лет и 7 месяцев. Предоставили жилое помещение не в собственность, а по договору социального найма. В договоре указано, что запрещаются обмен, сдача внаем и иные сделки. Правомерно ли, что я несобственник жилья, могут ли так уволить?
Ответ: Действия по предоставлению Вам жилого помещения по договору социального найма являются правомерными, так как, во-первых, порядок предоставления жилых помещений в собственность предусмотрен только для категории военнослужащих, указанных в предыдущем вопросе. Во-вторых, действующее законодательство не предусматривает порядок предоставления жилого помещения в собственность, минуя этап получения его по договору социального найма. Действительно, наниматель, проживающий в жилом помещении по договору социального найма, не полномочен совершать в отношении занимаемого жилого помещения сделки гражданско-правового характера. Такие сделки можно заключать лишь после приобретения данным жилым помещением статуса приватизированного. При этом автор советует Вам ознакомиться со следующей публикацией: Никифоров С. В., Шуршалов В. Л. О целесообразности приватизации жилых помещений, занимаемых военнослужащими по договору социального найма // Российский военно-правовой сборник. 2005. N 4.
С. В.Шанхаев Преподаватель Военного университета, кандидат юридических наук, капитан юстиции
Название документа Вопрос: Полковник, нахожусь в распоряжении начальника до получения постоянного жилья. Квартиру снимаю. Будет сдан дом - жилье служебное. Имею ли я право получить служебную квартиру и остаться в распоряжении до получения постоянного жилья в прежней очереди? В данный момент жилье снимаю и плачу 10 тыс. руб., от Министерства обороны Российской Федерации компенсация - 1800 руб. ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 11) Текст документа
Вопрос: Полковник, нахожусь в распоряжении начальника до получения постоянного жилья. Квартиру снимаю. Будет сдан дом - жилье служебное. Имею ли я право получить служебную квартиру и остаться в распоряжении до получения постоянного жилья в прежней очереди? В данный момент жилье снимаю и плачу 10 тыс. руб., от Министерства обороны Российской Федерации компенсация - 1800 руб.
Ответ: В соответствии с ч. 2 ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации как военнослужащий, не обеспеченный жилым помещением по месту прохождения военной службы, Вы вправе претендовать на предоставление служебного жилого помещения. По правилам Жилищного кодекса Российской Федерации в случае получения Вами служебного жилого помещения Вас нельзя считать обеспеченным жилым помещением и, соответственно, Вы не можете быть сняты с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях (уволены с военной службы). Поэтому ссылка командования на п. 31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, позволяющий снимать с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, неправомерна. О проблемах обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями и проблемах снятия граждан с учета в связи с предоставлением служебных жилых помещений см.: Терешкович С. В. О проблемах снятия военнослужащих с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий при предоставлении служебного жилья по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2000. N 11. С. 29; Молодых А. М. Предоставление военнослужащим служебных жилых помещений // Там же. 2002. N 3. В то же время сложившаяся судебная практика, в том числе и Верховного Суда Российской Федерации, к решению данного вопроса подходит иначе. Так, см., например, статью А. А. Выскубина "Проблемы предоставления жилых помещений военнослужащим, подлежащим увольнению с военной службы по "льготным" основаниям, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства", опубликованную в журнале "Право в Вооруженных Силах" за 2008 г. N 7 (с. 48 - 52).
С. В.Шанхаев Преподаватель Военного университета, кандидат юридических наук, капитан юстиции
Название документа Вопрос: Офицер с 2001 г. находился в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. Его сын, поступив в военное училище, уезжает из города, а жена после развода в 2006 г. продает квартиру. Решения суда о разделе квартиры нет. Офицер претендует на получение однокомнатной квартиры. Каковы должны быть действия жилищной комиссии воинской части? Можно ли его исключить из очереди? В 2010 г. офицер должен быть уволен из армии по предельному сроку пребывания. ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 11) Текст документа
Вопрос: Офицер, состав семьи: он, жена, сын. С 2001 г. находился в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживая в двухкомнатной "хрущевке", полученной от воинской части. Его сын, поступив в военное училище, уезжает из города. Офицер в 2005 г. разводится с женой, которая в 2006 г. продает квартиру. Решения суда о разделе квартиры нет. Офицер, считая себя бесквартирным, претендует на получение однокомнатной квартиры от Министерства обороны Российской Федерации. Каковы должны быть действия жилищной комиссии воинской части? Можно ли данного офицера исключить из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий? В 2010 г. офицер должен быть уволен из армии по предельному сроку пребывания на военной службе.
Ответ: Действия данного военнослужащего подпадают под правила ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В то же время для жилищной комиссии данная ситуация непростая. Налицо ухудшение жилищных условий, но нет основания, которое могло быть применено для снятия военнослужащего с учета нуждающихся в жилых помещениях. Такие основания предусмотрены ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случаях: 1) подачи по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Указанный в вопросе военнослужащий оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, предусмотренных ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, не утратил; в представленных им в жилищную комиссию сведениях нет сведений, не соответствующих действительности; неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет не выявлено; продажу квартиры данный военнослужащий осуществил не в целях приобретения права состоять на учете нуждающихся (он и так стоит в очереди). В связи с изложенным вряд ли суд подтвердит правомерность снятия военнослужащего с учета нуждающихся. Однако при распределении указанному военнослужащему квартиры следует учитывать ч. 8 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающую, что при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет. Таким образом, на указанного офицера в проданной квартире приходилось определенное количество квадратных метров. Предоставлению ему подлежит квартира по социальным нормам за вычетом приходящейся на него в проданной квартире площади.
С. В.Шанхаев Преподаватель Военного университета, кандидат юридических наук, капитан юстиции
Название документа Вопрос: Офицер в 1993 г. получил квартиру от Министерства обороны Российской Федерации, которую продал в 1999 г. В 2008 г. офицер вновь подает рапорт с просьбой о включении его в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий как бесквартирного. Каковы должны быть действия жилищной комиссии воинской части? Если офицер обеспечивается жильем от Министерства обороны Российской Федерации только один раз, то каким документом это определено? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 11) Текст документа
Вопрос: Офицер в 1993 г. получил квартиру от Министерства обороны Российской Федерации, которую продал в 1999 г. В 2008 г. офицер вновь подает рапорт с просьбой о включении его в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий как бесквартирного. Каковы должны быть действия жилищной комиссии воинской части? Если офицер обеспечивается жильем от Министерства обороны Российской Федерации только один раз, то каким документом это определено?
Ответ: Нормативно не закреплено, что военнослужащий за весь период службы обеспечивается жилым помещением один раз. Указанный в вопросе военнослужащий должен быть признан нуждающимся в жилых помещениях. Данный вывод подтверждается ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
С. В.Шанхаев Преподаватель Военного университета, кандидат юридических наук, капитан юстиции
Название документа Вопрос: Когда будет увеличена плата за поднаем жилья для военнослужащих? Разрабатывается ли закон по увеличению стоимости жилья по сертификату, т. е. доведение до рыночной стоимости? Ведь Президент Д. А. Медведев неоднократно говорил о повышении. За поднаем повышали в 2004 г. ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 11) Текст документа
Вопрос: Когда будет увеличена плата за поднаем жилья для военнослужащих? Разрабатывается ли закон по увеличению стоимости жилья по сертификату, т. е. доведение до рыночной стоимости? Ведь Президент Д. А. Медведев неоднократно говорил о повышении. За поднаем повышали в 2004 г.
Ответ: С 1 января 2009 г. изменяются размеры выплат за поднаем жилья. См. Постановление Правительства РФ от 03.09.2008 N 653 "О внесении изменений в Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 852 и от 31 декабря 2004 г. N 909".
С. В.Шанхаев Преподаватель Военного университета, кандидат юридических наук, капитан юстиции
Название документа Вопрос: Разведен в 2001 г. Жилье по прежнему месту службы сдал. Повторно женат, имею дочь 2006 года рождения. Проживаю в ЗВГ. Планируется увольнение по ОШМ. Могут ли возникнуть проблемы при получении ГЖС по избранному месту жительства? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 11) Текст документа
Вопрос: Разведен в 2001 г. Жилье по прежнему месту службы сдал. Повторно женат, имею дочь 2006 года рождения. Проживаю в ЗВГ. Планируется увольнение по ОШМ. Могут ли возникнуть проблемы при получении ГЖС по избранному месту жительства?
Ответ: Проблем с получением ГЖС у Вас возникнуть не должно при условии, если Вы признаны нуждающимся в жилых помещениях. Рекомендую ознакомиться с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг.", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153. Согласно п. 5 названных Правил право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации: а) военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений): - военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; - граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти; б) граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием субсидии, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации. Применительно к условиям вышеназванной подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются, в частности, постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Из числа граждан - участников подпрограммы ГЖС предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях и не имеющими жилых помещений для постоянного проживания. Применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений, в частности, является проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.
Я. Ю.Паталаха Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции
Название документа Вопрос: Мы с женой - выпускники 2005 г., оба состоим в ипотеке. Если покупать квартиру, то можно ли соединить наши деньги? Какая сумма ежегодно перечисляется на наши счета? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 11) Текст документа
Вопрос: Мы с женой - выпускники 2005 г., оба состоим в ипотеке. Если покупать квартиру, то можно ли соединить наши деньги? Какая сумма ежегодно перечисляется на наши счета?
Ответ: Размер суммы, которая ежегодно перечисляется на ваши именные накопительные счета участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на год. Накопительные суммы, перечисляемые ежеквартально, поступают индивидуально на счет каждому военнослужащему в течение всего периода военной службы. Следует отметить, что Правила предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2008 г. N 370, не регламентируют ситуацию подобно Вашей. Однако представляется, что, так как Вы с Вашей женой являетесь семьей, оба имеете право на получение целевых жилищных займов, с Вами может быть заключен договор целевых жилищных займов, в котором Вы оба будете указаны как заемщики. Предметом договора будет предоставление займа за счет накоплений, учтенных как на Вашем счете, так и на счете Вашей жены. Заем будет предоставляться на приобретение квартиры, на которую будет оформлен договор об ипотеке. Ежегодный размер выплаты, поступающей на ваши лицевые счета, составляет: - в 2005 году - 37 тыс. руб.; - в 2006 году - 40,6 тыс. руб.; - в 2007 году - 82,2 тыс. руб.; - в 2008 году - 89,9 тыс. руб.
Я. Ю.Паталаха Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции
Название документа