Секрет франчайзингового договора

(Панюкова В. В.) ("Торговое право", 2012, N 7) Текст документа

СЕКРЕТ ФРАНЧАЙЗИНГОВОГО ДОГОВОРА

В. В. ПАНЮКОВА

Панюкова В. В., доцент кафедры организации и технологии коммерции РГТЭУ, преподаватель-консультант Школы профессионального франчайзинга, кандидат экономических наук, шеф-редактор журнала "Торговое право".

В российской бизнес-практике до настоящего времени не сложилось единого мнения, отражает ли договор коммерческой концессии отношения, связанные с продажей франшизы. В этой связи сформировалось два основных подхода к документальному оформлению франчайзинговых отношений: с применением договора коммерческой концессии и путем замены его смешанным договором. В статье проанализированы обе практики и представлена схема, отражающая основные стадии запуска магазина по франшизе.

Ключевые слова: договор, магазин, лицензия, франчайзинг, дистрибьюция, коммерческая концессия.

Залогом успеха отношений по франшизе является документальное закрепление отношений между покупателем и продавцом франшизы. В России сложилось два основных подхода к регулированию франчайзинговых отношений: 1) путем заключения договора коммерческой концессии; 2) путем заключения комплекса договоров, регулирующих отношения между субъектами франчайзинговой системы, без заключения договора коммерческой концессии. Ежегодно наблюдается рост доли франчайзинговых организаций, применяющих первый вариант при передаче франшизы, то есть заключающих договор коммерческой концессии. Анализ статистических данных показывает стабильный рост зарегистрированных Роспатентом договоров коммерческой концессии (коммерческой субконцессии). По данным Роспатента, в 2011 году было зарегистрировано 1403 договора коммерческой концессии (субконцессии), что на 24,4% больше, чем в 2009 году (940 договоров) и на 16% больше, чем в 2010 году (1169 договоров). При этом количество зарегистрированных договоров коммерческой концессии в 2011 году на 170% больше, чем в 2008 году (519 договоров коммерческой концессии) <1>. -------------------------------- <1> Отчет о деятельности Роспатента за 2011 год. Http://www. rupto. ru.

Положительной тенденцией, усилившейся в 2011 году, является рост доли договоров коммерческой концессии, заключенных российскими правообладателями по сравнению с зарубежными - их соотношение достигло 80% к 20%.

Основные черты договорных отношений

Обобщая информацию об основных чертах договорных отношений при франчайзинге, можно сделать следующие выводы: - договор может быть заключен только между субъектами предпринимательской деятельности - коммерческими организациями и гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей; - договор является взаимообязывающим, то есть как у правообладателя, так и у пользователя возникают права и обязанности, перечисленные в статьях 1031 и 1031 Гражданского кодекса РФ <1>; -------------------------------- <1> СЗ РФ. 29.01.1996. N 5. Ст. 410; ...; 05.12.2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7041.

- договор является возмездным. В соответствии со статьей 1030 Гражданского кодекса РФ вознаграждение по договору коммерческой концессии может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых и (или) периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором; - договор коммерческой концессии является самостоятельным видом договора, а не относится к смешанному договору, несмотря на то что предмет договора имеет комплексный характер (к нему относится комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау). Ряд современных авторов, подчеркивая комплексный характер договора коммерческой концессии, указывают, что договор объединяет в себе элементы пользования правами на объекты интеллектуальной собственности, оказания услуг, купли-продажи, отношений товарищества (партнерства) и т. п.

Договор коммерческой концессии или смешанный договор?..

Однако в российской практике существуют многочисленные примеры, когда франчайзеры отказываются от заключения договора коммерческой концессии при продаже франшизы и в этом случае заключаются смешанные договоры <1> и (или) несколько договоров одновременно. -------------------------------- <1> Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (пункт 3 статьи 421 ГК РФ). Наиболее частой причиной отказа правообладателя от договора коммерческой концессии является желание избежать формальностей, связанных с государственной регистрацией договора коммерческой концессии в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (пункт 2 статьи 1028 Гражданского кодекса РФ), а также нежелание правообладателя нести субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии (статья 1034 Гражданского кодекса РФ). Так, при продаже франшизы бизнес-формата в случае отказа от договора коммерческой концессии могут быть заключены следующие договоры: - лицензионный договор; - агентский договор; - договор поставки; - договор совместной деятельности; - договор возмездного оказания услуг; - лизинговый договор; - другие. Для регулирования франчайзинговых отношений указанные в таблице 1 договоры могут использоваться в различных комбинациях в зависимости от того, какие права и обязанности берут на себя субъекты франчайзинговой системы.

Таблица 1

Договоры, заключаемые при передаче франшизы от франчайзера к франчайзи

Наименование Элемент комплекса предпринимательской деятельности, договора передаваемый субъектами франчайзинговых отношений

Договор Франчайзер (правообладатель) обязуется предоставить коммерческой франчайзи (пользователю) за вознаграждение на срок или концессии без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу - хау)

Лицензионный Предоставление лицензиату <1> права использования договор результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (простая (неисключительная) лицензия) (пункт 1 статьи 1236 ГК РФ). Франчайзер по лицензионному договору передает франчайзи право использования секретов производства или ноу-хау, фирменного наименования, товарных знаков и знаков обслуживания, коммерческих обозначений и др.

Агентский Франчайзи (агент) обязуется за вознаграждение договор совершать по поручению принципала (франчайзера) юридические и иные действия от своего имени, в первую очередь продажу товаров, но за счет принципала. Агентский договор применяется при обратном франчайзинге. Специфической чертой обратного франчайзинга является изменение направления финансовых потоков. В отличие от классической схемы франчайзинговых отношений франчайзи получает от франчайзера вознаграждение в виде регулярных платежей, а не наоборот

Договор Франчайзер (поставщик-продавец), осуществляющий поставки предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленные сроки производимые и (или) закупаемые им товары франчайзи (покупателю) для использования в предпринимательской деятельности при работе по франшизе. Договор заключается в случае, если франчайзер берет на себя обязанность поставлять товары на предприятие франчайзи; может выступать как эксклюзивный поставщик или поставлять определенную оговоренную долю ассортимента для предприятия франчайзи

Договор Франчайзер и франчайзи обязуются соединить свои вклады совместной и совместно действовать без образования юридического деятельности лица для извлечения прибыли. (простого Долей франчайзера при таком объединении чаще всего товарищества) выступают нематериальные активы (товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение, ноу-хау и т. п.); франчайзи предоставляет финансовые ресурсы, торговый объект и прочие материальные активы

Договор Франчайзер обязуется на платной основе оказать услуги возмездного франчайзи (консультационные, информационные услуги, оказания услуг услуги по обучению, маркетинговые, финансовые, аудиторские и прочие)

Как правило, при передаче франшизы одновременно заключается комплекс договоров между субъектами франчайзинговой системы, что обусловлено тем, что в процессе сотрудничества франчайзер выступает одновременно в нескольких ролях для пользователя франшизы - лицензиар, поставщик товара, лизингодатель, консультант и т. п. Стоит отметить, что во многих странах, в том числе странах СНГ, договор коммерческой концессии рассматривается как вид лицензионного договора. Об этом свидетельствует специфическое название договора коммерческой концессии - в зарубежных правопорядках он нередко называется договором комплексной предпринимательской лицензии.

... Либо дистрибьюторский договор

Ряд российских предпринимателей, предлагая купить франшизу, заключает дистрибьюторский договор, который по своему содержанию значительно уже. Официального толкования термина "дистрибьюторский договор", так же как термина "франчайзинговый договор", в России не существует. Чаще всего в российской бизнес-практике используется следующее толкование: "дистрибьюторский договор - это договор, при котором одна сторона (дистрибьютор) в рамках ведения предпринимательской деятельности обязуется приобретать товар у другой стороны (поставщика) и осуществлять или организовывать его продвижение на определенной территории, а поставщик обязуется не поставлять товар для реализации на этой территории самостоятельно или при участии третьих лиц, в том числе не продавать товар третьим лицам для распространения на этой территории" <1>. -------------------------------- <1> Борисова А. Б. Дистрибьюторский договор // Журнал российского права, 2005. N 3.

По нашему мнению, одним из основных отличий договора франчайзинга от дистрибьюторского договора является то, что для франчайзера и франчайзи свойственна высокая степень интеграции, потребители не видят разницы между собственно предприятиями франчайзера и предприятиями франчайзи, так как они имеют идентичное (схожее) внешнее и внутреннее оформление торговых помещений, работают по единым стандартам, франчайзер проводит обучение персонала франчайзи и контролирует качество производимых франчайзи товаров и оказываемых им услуг. При заключении дистрибьюторского договора степень интеграции между субъектами договора намного ниже. Это обусловлено тем, что основной целью дистрибьютора является только продвижение и продажа товара поставщика на определенной территории, а не исключительные права, которые ставятся "во главу угла" при заключении договора франчайзинга.

Этапы работы в рамках франчайзинговых отношений

На преддоговорной стадии заключения договора о передаче франшизы, после того как потенциальный покупатель заполнил анкету потенциального франчайзи, а затем участники будущей сделки встретились и обсудили основные условия дальнейшего сотрудничества и пришли к выводу, что будущее сотрудничество им интересно (покупатель франшизы отвечает первоначальным требованиям франчайзера, а предложение продавца интересно потенциальному франчайзи), подписывается соглашение о намерениях по открытию нового магазина торговой сети по франшизе. Дальнейшая последовательность этапов работы и, как следствие, выполняемых операций может отличаться в зависимости от того, какие обязательства берет на себя правообладатель при открытии предприятия франчайзи. Рассмотрим пример открытия специализированного магазина по франшизе бизнес-формата.

Франшиза в бизнес-формате

Под франшизой бизнес-формата понимается вид франшизы, в соответствии с которой франчайзер предоставляет франчайзи в пользование весь комплекс исключительных прав, то есть передает информацию о методах и способах организации коммерческой деятельности, а также осуществляет всестороннюю поддержку деятельности франчайзи, включающую образовательные и консультационные услуги (стратегическое и текущее планирование деятельности, логистические, маркетинговые, юридические, финансовые услуги). При продаже франшизы бизнес-формата достигается наивысшая степень интеграции франчайзера и франчайзи - субъекты франчайзинговой системы воспринимаются потребителем как единое целое. Достичь единообразия позволяет следование положениям "учебника для франчайзи", который передается правообладателем пользователю после подписания договора. "Учебник для франчайзи" представляет собой сборник методических рекомендаций, включающих описание технологии и организации коммерческой деятельности магазина. В розничной торговле в него, как правило, включаются следующие положения: 1) описание концепции магазина; 2) описание методики открытия розничного магазина (циклограмма), в которой приводятся этапы и ориентировочные сроки; 3) технико-экономическое обоснование; 4) brand-book по технологии визуализации магазина; 5) стандарты по размещению торгового оборудования и товаров на нем; 6) стандарты работы управляющего магазина и основных сотрудников; 7) форматы финансовых отчетов и рекомендации по их заполнению; 8) процедура контроля и мотивации и франчайзи и т. п. Схематически стадии открытия магазина на условиях франшизы представлены на рис. 1.

Заполнение анкеты, разработанной франчайзером, потенциальным франчайзи

\/

Личная встреча будущих партнеров франчайзинговой системы

\/

Подписание франчайзером (правообладателем) и потенциальным франчайзи (пользователем) соглашения о намерениях по открытию нового магазина торговой сети по франшизе

\/

Оценка торгового объекта потенциального франчайзи, анализ и утверждение места расположения будущего магазина франчайзи

\/

Принятие решения о заключении договора коммерческой концессии и прочих договоров

\/

Составление прогноза деятельности потенциального франчайзи (бизнес - планирование), как правило, осуществляется совместно франчайзером и франчайзи

\/

Оплата вступительного (паушального) платежа

\/

Предоставление франчайзером франчайзи "Руководства по ведению торговой деятельности по франшизе", включающего брендбук, фирменные стандарты, руководство по оперативному управлению магазином и т. п.

\/

Разработка дизайн-проекта магазина

\/

Начало работ по переоборудованию и ремонту торгового объекта франчайзи

\/

Утверждение даты аттестации и торжественного открытия магазина

\/

Формирование ассортиментной матрицы. Подписание договора поставки, в случае если франчайзер является поставщиком товаров

\/

Отбор и комплектация ассортимента товара на открытие магазина

\/

Заключение договора на поставку торгового оборудования и (или) договора лизинга торгового оборудования в случае, если франчайзер взял на себя обязательство по поставке оборудования

\/

Организация подбора франчайзи (пользователем франчайзи) персонала

\/

Проведение базового обучения франчайзи и его персонала франчайзером

\/

Организация совместной рекламной кампании франчайзером и франчайзи

\/

Изготовление и монтаж вывески, предоставление POS материалов к открытию магазина

\/

Отгрузка товара

\/

Приемка, аттестация магазина

\/

Координация работ по открытию магазина

\/

Торжественное открытие магазина

Рис. 1. Стадии открытия магазина на условиях франшизы

Обязанности субъектов договора

Наиболее часто при франчайзинге бизнес-формата у субъектов франчайзинговой системы возникают следующие обязательства: 1) у франчайзера: - предоставить в пользование франчайзи торговую марку для ведения коммерческой деятельности, заключив для этого лицензионный договор, являющийся неотъемлемой частью договора франчайзинга; - передать франчайзи техническую и коммерческую документацию; - предоставить информацию, необходимую для ведения деятельности на основании договора франчайзинга; - проинструктировать франчайзи и его работников по вопросам, связанным с работой по франшизе; - выдать франчайзи предусмотренные договором лицензии, обеспечив их оформление в установленном порядке; - постоянно совершенствовать франшизу, проводить соответствующие исследования и, если в результате такой работы возникает необходимость внесения соответствующих изменений, предоставить франчайзи эти изменения; - оказывать франчайзи техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации персонала; - передать франчайзи все товары и услуги, которые предоставляются франчайзером другим франчайзи - членам франчайзинговой системы; - организовывать и проводить ежегодные (ежеквартальные) семинары, в которых участвуют субъекты франчайзинговой системы (при этом расходы по проезду и проживанию берет на себя франчайзи); - контролировать качество товаров и услуг, реализуемых на основании договора франчайзинга; - предоставлять франчайзи скидки, если такие скидки предоставляются всем членам франчайзинговой системы и если франчайзи выполняет требования по продаже определенного количества товара; 2) у франчайзи: - вести предпринимательскую деятельность добросовестно, в соответствии со стандартами, установленными франчайзером; - предпринимать все зависящие от франчайзи усилия, чтобы способ ведения коммерческой деятельности франчайзинговой системы не был дискредитирован и не имел негативных последствий; - позволять франчайзеру или уполномоченному им лицу инспектировать помещения, документацию франчайзи при условии, что такие инспекции происходят в обычные часы работы франчайзи, не мешают нормальному течению его хозяйственной деятельности и франчайзи о них своевременно информирован; - своевременно и в соответствии с условиями договора выплачивать франчайзеру все полагающиеся ему платежи (паушальный платеж, роялти, выплаты в фонды, созданные франчайзером); - приобретать товары или услуги, описанные в "учебнике для франчайзи", исключительно у франчайзера или лиц, предварительно одобренных франчайзером в письменной форме; - в случае возникновения проблем, связанных с ведением коммерческой деятельности, предоставлять франчайзеру информацию в необходимом объеме, чтобы он мог предоставить своевременную консультацию по решению возникших проблем; - периодически в соответствии с отдельными договоренностями с франчайзером проводить рекламные акции (любые проводимые рекламные акции, в том числе акции по стимулированию сбыта, должны быть согласованы с франчайзером; проведение рекламной акции без согласования с франчайзером считается существенным нарушением договора); - не участвовать прямо или непосредственно ни в каком ином предприятии, конкурирующем с франчайзером или франчайзинговой системой в целом; - не предоставлять третьим лицам конфиденциальную информацию, касающуюся способов ведения коммерческой деятельности, которая могла бы каким-либо образом конкурировать с деятельностью франчайзера и франчайзинговой системы в целом. На этом обязанности франчайзи не исчерпываются. В отношении иных объектов правоотношений в связи с заключением и исполнением договора коммерческой концессии у него возникает целый комплекс иных обязанностей.

Обязанности в отношении интеллектуальной собственности

Так, в отношении объектов интеллектуальной собственности франчайзера франчайзи обязан: - использовать в помещении франчайзи только объекты интеллектуальной собственности, переданные франчайзером или одобренные последним; - немедленно информировать франчайзера обо всех ставших ему известными случаях нарушения прав собственности франчайзера на объекты его интеллектуальной собственности.

Обязанности в отношении помещений

В отношении помещений франчайзи обязан: - переоборудовать помещения до открытия предприятия под формат франчайзера; - пользоваться услугами назначенных франчайзером архитектора, дизайнера и других специалистов (если франчайзер не дает своего письменного согласия на использование других специалистов) при оборудовании помещения франчайзи; - поддерживать помещения франчайзи в течение действия договора в соответствии со стандартами франчайзера, предъявляемыми к этим помещениям; - производить переоборудование помещений и вносить изменения в интерьер в соответствии с указаниями франчайзера; - обеспечить доступ уполномоченному представителю франчайзера во все помещения франчайзи для проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения стандартов франчайзера, а также контроля за объектами интеллектуальной собственности, используемыми при ведении коммерческой деятельности франчайзи.

Обязанности в отношении персонала

В отношении персонала франчайзи обязан: - следить, чтобы персонал соответствовал квалификационным критериям, установленным франчайзером для каждой категории, которые содержатся в переданных должностных инструкциях; - в случае увольнения кого-либо из подготовленного управленческого персонала его место может занять только лицо, прошедшее курсы у франчайзера; - персонал франчайзи должен быть одет в специальную униформу, отвечающую установленным требованиям.

Обязанности в отношении бухгалтерских стандартов

В отношении бухгалтерских стандартов франчайзи обязан: - вести бухгалтерский учет в соответствии с требованиями российского законодательства; - предоставлять франчайзеру соответствующие отчеты по установленной франчайзером форме.

Обязанности в отношении информации

У франчайзи существуют также обязанности в отношении конфиденциальной информации. Так, франчайзи обязан: - предпринять все зависящие от него действия для сохранения полученной информации таким образом, чтобы она не стала достоянием третьих лиц; - использовать переданный франчайзером учебник и стандарты только для целей деятельности его предприятия, работающего по франшизе. При этом доступ к учебнику должны иметь только должностные лица, указанные продавцом франшизы. Несмотря на тот факт, что франчайзи владеет и пользуется учебником, он не вправе им распоряжаться, так как право собственности на учебник сохраняется за франчайзером; - не снимать копий и не позволять никаким иным лицам снимать копии с учебника и переданных методических указаний. В вопросе предоставления или охраны информации есть также свои особенности. Так, информация не будет считаться конфиденциальной и франчайзи не будет иметь никаких обязательств в отношении такой информации, если она удовлетворяет одному из следующих условий: она: - уже известна франчайзи; - является или становится публично известной в результате неправильного, небрежного или ненамеренного действия франчайзера или других франчайзи, входящих во франчайзинговую систему; - легально получена от третьей стороны без ограничения и без нарушения договора; - предоставлена третьей стороне франчайзером без аналогичного ограничения прав третьей стороны; - независимо разработана франчайзи при условии, что лицо или лица, разработавшие ее, не имели доступа к конфиденциальной или являющейся секретом фирмы информации; - разрешена к выпуску письменным разрешением раскрывающей стороны; - раскрыта по требованию государственного органа либо ее раскрытия требует закон.

Срок договора

Постепенно с развитием франчайзинговых отношений в России все чаще начинают возникать проблемы, связанные с истечением срока действия договора коммерческой концессии. Поэтому в договоре должен найти отражение вопрос, касающийся продления договора и возможности изменения его условий. Бизнес-практика демонстрирует, что существует достаточно много как объективных, так и субъективных причин отказа от продления договора как правообладателем, так и пользователем. Именно поэтому в деятельности франчайзера постоянно существует риск, что франчайзи по завершении договора откажется от заключения нового договора, приняв решение работать самостоятельно или уйти к другому франчайзеру. Зарубежные франчайзеры в рамках программ по сокращению такого риска увеличивают срок действия франчайзингового договора. В связи с этим в странах с развитой системой франчайзинговых отношений срок действия договора устанавливается в среднем от 10 лет и больше. На российском рынке франшиз срок действия договора коммерческой концессии составляет 3 - 5 лет. В сфере торговли франчайзеры устанавливают срок действия договора на более короткий период, чем срок имеющегося у пользователя договора аренды помещения, в котором он будет вести свою деятельность по договору.

Кодекс этики

Совершенно обосновано требование по установлению срока договора коммерческой концессии, изложенное в Кодексе этики, разработанном Российской ассоциацией франчайзинга <1>, в соответствии с которым срок действия франчайзингового соглашения должен быть достаточно продолжительным для того, чтобы дать возможность франчайзи окупить свои первоначальные издержки, связанные с покупкой франшизы. Однако далее дается пояснение, что "при этом в ограниченном количестве самых крупных франшиз окупить первоначальные вложения может не являться первостепенной задачей и в таких случаях сторонам рекомендуется установить срок действия соглашения приемлемым для обеих сторон". -------------------------------- <1> Кодекс этики размещен на официальном сайте Российской ассоциации франчайзинга. Http://ru. rusfranch. ru.

Необходимо отметить, что в Кодексе нет пояснения о том, что понимается под "самыми крупными франшизами". Однако вариации толкования могут существенно отличаться в зависимости от признака классификации, например, от количества собственных и франчайзированных предприятий, числа предпринимателей, которые приобрели франшизу, оборота франчайзинговой системы, размера инвестиций, которые надо вложить в открытие предприятия по франшизе и т. п. По нашему мнению, последний вывод является весьма спорным, так как продажа франшизы - это коммерческая сделка, и, как следствие, стороны договора, вступая во франчайзинговые отношения, нацелены на получение прибыли. Инвестируя ресурсы, субъекты сделки нацелены на получение выручки, которая в дальнейшем позволит достичь точки безубыточности, а потом и обеспечит условия для получения прибыли. В этой связи покупатель франшизы будет заинтересован в заключении договора только в случае, если будет видеть реальные сроки и реальную возможность получения прибыли в течение действия договора <1>. -------------------------------- <1> Известны примеры, когда предприниматели заключали с франчайзером договор на год, в течение которого не достигали точки безубыточности, но принимали решение о выходе из договора, что было обусловлено тем, что таким образом предприниматель на законном основании хотел получить информацию, составляющую коммерческую тайну для дальнейшего ее использования в своей собственной деятельности, в том числе и для разработки собственной франшизы, и не был нацелен на долгосрочное сотрудничество с правообладателем.

Пролонгация договора

По истечении срока действия договора коммерческой концессии у правообладателя и пользователя возникает вопрос: продолжать или нет сотрудничество по франшизе? В соответствии со статьей 1035 Гражданского кодекса РФ пользователь, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, имеет преимущественное право на заключение договора на новый срок. При заключении договора коммерческой концессии на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон. Если правообладатель отказал пользователю в заключении договора коммерческой концессии на новый срок, но в течение года со дня истечения срока договора заключил с другим лицом договор коммерческой концессии, по которому предоставлены те же права, какие были предоставлены пользователю по прекратившемуся договору, на тех же условиях, то пользователь вправе потребовать по своему выбору в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор коммерческой концессии или только возмещения таких убытков.

Резюме

Резюмируя изложенное, обратим внимание хозяйствующих субъектов на то, что еще на преддоговорной стадии стороны должны обсудить все условия и нюансы франчайзингового партнерства, спрогнозировать различные сценарии развития такого партнерства и спроектировать условия договора как баланса интересов франчайзера и франчайзи.

Название документа