Каков порядок применения единого социального налога организацией (ЗАО), применяющей упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в г. Москве, при выплате дивидендов физическим лицам - акционерам по итогам 2000 г. в 2001 г.? Вправе ли ЗАО засчитывать сумму уплаченного единого налога на совокупный доход, учитывая положения п.2 ст.214 НК РФ?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 августа 2001 г. N 04-02-05/1/163
Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо и по существу вопросов сообщает следующее.
Правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства определены Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Указанным Законом субъектам малого предпринимательства предоставлено право выбора на добровольной основе системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе.
В соответствии с п.1 ст.2 указанного Закона действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско - правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности и при условии, что совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, не превышает 100 000-кратного минимального размера оплаты труда.
Предельная численность работающих для организации включает численность работающих в их филиалах и подразделениях.
Официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учет.
В соответствии со ст.3 Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" объектом обложения единым налогом организаций в упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности устанавливается совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный период.
Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 Закона г. Москвы от 16.10.1996 N 29 "О порядке налогообложения субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности" объектом обложения единым налогом субъектов малого предпринимательства - юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в отчетном периоде (квартале) устанавливается валовая выручка за отчетный период или совокупный доход, полученный за отчетный период в зависимости от доли совокупного дохода в валовой выручке.
Статьей 2 вышеназванного Закона г. Москвы устанавливаются ставки единого налога, подлежащего зачислению в бюджет г. Москвы,
от валовой выручки:
3,67 процента для юридических лиц, осуществляющих виды деятельности, определенные названным Законом в качестве приоритетных для г. Москвы, у которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет до 40 процентов;
6,67 процента для юридических лиц, у которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет до 40 процентов (кроме юридических лиц, для которых ставка единого налога установлена в размере 3,67 процента от валовой выручки);
на совокупный доход:
16 процентов для юридических лиц, у которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет от 40 процентов до 45 процентов включительно;
18 процентов для юридических лиц, у которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет от 45 процентов до 50 процентов включительно;
20 процентов для юридических лиц, у которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет более 50 процентов.
Субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и уплачивающие единый налог, не являются плательщиками налога на прибыль, но для них сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов и отчислений в государственные социальные фонды.
Учитывая это, а также в соответствии с п.2 ст.236 Налогового кодекса Российской Федерации организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, по нашему мнению, должны являться плательщиками единого социального налога.
При этом следует иметь в виду, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, выплачивают доходы в виде дивидендов физическим лицам - акционерам и в общеустановленном порядке удерживают у источника налог соответственно по ставке 30 процентов и перечисляют его в доход федерального бюджета.
Статьей 214 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности уплаты налога на доходы от долевого участия в деятельности организаций. В частности, при выплате российской организацией дивидендов физическому лицу - налоговому резиденту Российской Федерации засчитывается налог на прибыль, уплаченный организацией с распределяемой в виде дивидендов прибыли.
Указанный порядок зачета налога не распространяется на организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А. И.КОСОЛАПОВ
22.08.2001
Приложение
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
16 октября 1996 г. N 29
О ПОРЯДКЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ПРИМЕНЯЮЩИХ
УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ,
УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ
(извлечение)
"Статья 1. Объект налогообложения
Объектом обложения единым налогом субъектов малого предпринимательства - юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в отчетном периоде (квартале) устанавливается валовая выручка за отчетный период или совокупный доход, полученный за отчетный период в зависимости от доли совокупного дохода в валовой выручке.
Статья 2. Ставки единого налога
Устанавливаются следующие ставки единого налога, подлежащего зачислению в бюджет города Москвы:
1. От валовой выручки:
- 3,67 процента для юридических лиц, осуществляющих виды деятельности, определенные статьей 3 настоящего Закона в качестве приоритетных для города Москвы, у которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет до 40 процентов;
- 6,67 процента для юридических лиц, у которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет до 40 процентов (кроме упомянутых в части 1 п.1 настоящей статьи).
2. На совокупный доход:
- 16 процентов для юридических лиц, у которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет от 40 процентов до 45 процентов включительно;
- 18 процентов для юридических лиц, у которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет от 45 процентов до 50 процентов включительно;
- 20 процентов для юридических лиц, у которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет более 50 процентов."