К вопросу о системе управления зарубежной собственностью Российской Федерации

(Еремин С. Г.) ("Право и экономика", 2014, N 1) Текст документа

К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С. Г. ЕРЕМИН

Еремин Сергей Геннадьевич, доцент кафедры "Государственное и муниципальное управление" Финансового университета при Правительстве РФ. Специалист в области финансового и административного права, а также в сфере управления государственной собственностью. Кандидат юридических наук. Родился 22 июня 1976 г. в г. Москве. В 2001 г. окончил Московскую государственную юридическую академию им. О. Е. Кутафина. Продолжительное время проработал в Администрации Президента Российской Федерации. Имеет ряд публикаций на тему правового регулирования финансовых отношений и управления государственной собственностью, в том числе: "Государственные и муниципальные ценные бумаги в Российской Федерации и их классификация" (в соавт.) (М., 2005); "Проблемы договорно-правовых отношений в финансовом праве" (Финансовое право. 2006. N 11); "О договорно-правовом регулировании в финансовом праве" (М., 2007); "Договор как особый инструмент регулирования финансовых отношений" (Право: теория и практика. 2007. N 6); "Особенности договорно-правового регулирования финансовых отношений" (Сборник статей аспирантов и студентов) (М., 2007); "Договор в финансовом праве (монография)" (М., 2008); "Концептуальные основы договора в системе источников финансового права. Общие вопросы теории и практики (монография)" (Germany, 2011); "Управление земельными ресурсами: в схемах и таблицах (коллективная монография)" (М., 2013).

Статья посвящена рассмотрению особенностей управления российской собственности, находящейся за рубежом. Показывается деятельность федеральных органов государственной власти в управлении российской собственностью за рубежом. В статье также выявлены проблемы управления государственной собственностью за рубежом.

Ключевые слова: собственность, государственная собственность, управление недвижимостью за рубежом, федеральная собственность, право собственности, органы государственной власти.

On the question of foreign ownership control system of the Russian Federation S. G. Eremin

The article is devoted to the consideration of the features of the Russian control of property held abroad. The author describes the activities of the federal authorities in the management of the Russian foreign ownership and also identifies problems of state property abroad.

Key words: property, state property, property management abroad, federal property, ownership, government bodies.

Последние годы значительно вырос интерес ученых и практиков к проблеме управления зарубежной собственностью Российской Федерации <1>. -------------------------------- <1> Среди трудов отечественных исследователей теории и практики управления государственной собственностью Российской Федерации за рубежом следует выделить работы М. М. Богуславского, И. Ю. Беляевой, С. И. Гайдаржи, В. П. Звекова, В. Ю. Кузнецова, В. И. Кошкина, Н. Н. Литягина, Е. А. Ларкиной, И. И. Лукашука, Ю. В. Матвеевой, И. П. Мельчука, О. А. Поповой, А. Г. Саркисянца, В. Г. Сироткина, Э. В. Талапина, В. И. Шупыро, Н. А. Ушаковой, В. В. Харченко и др.

Управление государственной собственностью Российской Федерации за рубежом осуществляется посредством применения политических, правовых, административных и экономических методов управления с целью удовлетворения интересов Российской Федерации [1]. Согласно российскому законодательству вопросы управления государственной собственностью Российской Федерации за рубежом отнесены к Управлению делами Президента РФ, Министерству экономического развития РФ, Министерству иностранных дел РФ, а также подконтрольным им организациям: ФГУП "Госзагрансобственность", Росимущество. Рассмотрим более подробно деятельность органов государственной власти в сфере управления государственной собственностью за рубежом. Согласно Указу Президента РФ от 23 октября 2000 г. N 1771 "О мерах по улучшению использования расположенного за пределами Российской Федерации федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральными органами исполнительной власти и их представительствами, другими государственными органами Российской Федерации и государственными организациями" <2> Управление делами Президента РФ и Правительство Российской Федерации в лице Министерства иностранных дел РФ осуществляют непосредственную деятельность по управлению государственным имуществом, находящимся за рубежом. Эти два органа являются полномочными представителями Российской Федерации в отношении расположенного за пределами Российской Федерации недвижимого имущества бывшей Российской империи и бывшего СССР и осуществляют организацию поиска, защиту данного имущества, надлежащее оформление прав собственности Российской Федерации на него. -------------------------------- <2> СПС "КонсультантПлюс".

На данный момент суммарная площадь зданий и сооружений, находящихся в ведении Управления делами Президента Российской Федерации в 78 странах мира, составляет 649,3 тыс. кв. м, из которых около 146,1 тыс. кв. м предоставлены в безвозмездное пользование представительствам государственных органов Российской Федерации за рубежом. Управление делами Президента Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, организующим и непосредственно осуществляющим материально-техническое обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, федеральных органов власти, непосредственно находящихся в подчинении Президента РФ, состоит из главных управлений. Непосредственную деятельность по управлению государственным имуществом, находящимся за рубежом, осуществляет Главное управление международного сотрудничества. Главное управление международного сотрудничества является самостоятельным подразделением Управления делами Президента Российской Федерации в целях обеспечения сохранности и эффективного использования объектов федеральной собственности, расположенных за пределами Российской Федерации, управление и распоряжение которыми возложено на Управление делами Президента Российской Федерации, а также для обеспечения международной деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Управления делами Президента Российской Федерации, его подразделений и подведомственных организаций. Основными задачами Главного управления являются: организация обеспечения сохранности и использования по назначению объектов федеральной собственности, расположенных за пределами Российской Федерации, управление и распоряжение которыми возложено на Управление делами Президента Российской Федерации, находящихся в хозяйственном ведении федерального государственного унитарного предприятия "Предприятие по управлению собственностью за рубежом" Управления делами Президента Российской Федерации (далее - ФГУП "Предприятие по управлению собственностью за рубежом"); организация работ по поиску находящегося за рубежом имущества бывшей Российской империи и бывшего Союза ССР, оформлению в установленном порядке прав собственности Российской Федерации на данное имущество, а также его защите; курирование деятельности ФГУП "Предприятие по управлению собственностью за рубежом" Управления делами Президента Российской Федерации. Главное управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции: организует управление объектами федеральной собственности и вносит предложения по его совершенствованию; организует обеспечение эксплуатации и сохранности федерального имущества, осуществление учета и контроля за его эффективным использованием, вносит предложения по финансовому обеспечению расходов по эксплуатации этого имущества; организует проведение работ по поиску находящегося за рубежом имущества бывшей Российской империи и бывшего Союза ССР, обеспечивает контроль за расходованием бюджетных средств, выделяемых на эти цели; организует работу по защите и надлежащему оформлению права собственности Российской Федерации на находящееся за рубежом имущество бывшей Российской империи и бывшего Союза ССР, в том числе его органов и организаций, упраздненных федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций Российской Федерации. Важно также отметить, что в ведении Управления делами Президента РФ находится Федеральное государственное унитарное предприятие "Госзагрансобственность". В данной сфере Госзагрансобственность занимается вопросами: управления недвижимым имуществом жилого и нежилого назначения за рубежом; предоставления в аренду объектов федеральной собственности за рубежом жилищно-коммунального и социально-культурного назначения; проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации административных, общественных, жилых, производственных и непроизводственных зданий и сооружений и других объектов федеральной собственности за рубежом и на территории Российской Федерации, выполняя при этом функции заказчика, проектировщика, подрядчика и эксплуатирующей организации; оказания посреднических услуг при купле-продаже и сдаче в наем (аренду) недвижимого имущества жилого и нежилого назначения; маркетинга конъюнктуры рынка недвижимости, предоставление информации о наиболее оптимальном инвестировании средств в объекты федеральной собственности на территории Российской Федерации и за рубежом; консультирования по коммерческой деятельности, финансов и управления в сфере строительства и эксплуатации объектов недвижимости; внешнеэкономической деятельности, включая коммерческие, финансовые и торговые отношения с участием российских и зарубежных партнеров. Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации. В сфере управления государственной собственностью, находящейся за рубежом, МИД России: осуществляет по поручению Правительства Российской Федерации приобретение в собственность Российской Федерации объектов недвижимости за рубежом для размещения загранучреждений и оформление соответствующих документов; организует учет недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении МИД России, представляет необходимые сведения о нем в соответствующие федеральные органы исполнительной власти для включения в реестр федерального имущества; осуществляет функции государственного заказчика и организует капитальное строительство, реконструкцию, эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт, инженерно-техническое оснащение объектов центрального аппарата МИД России, загранучреждений и территориальных органов. В ведении МИД России находится Департамент капитального строительства и собственности за рубежом, который непосредственно производит управление зарубежной собственностью Российской Федерации, находящейся в ведении Министерства. Согласно Постановлению Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации" <3> Министерство экономического развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения энергетической эффективности при размещении заказов для государственных или муниципальных нужд, обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности государственными и муниципальными учреждениями, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, повышения энергетической эффективности экономики Российской Федерации. -------------------------------- <3> СПС "КонсультантПлюс".

Минэкономразвития России обеспечивает руководство деятельностью торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах, а также функции полномочного представителя Российской Федерации в отношении расположенного за пределами Российской Федерации и закрепленного за Министерством на праве оперативного управления федерального недвижимого имущества, необходимого для обеспечения функционирования торговых представительств Российской Федерации. Минэкономразвития России вверено оперативное управление движимым и недвижимым имуществом Торгового представительства, которое является федеральной собственностью. Торговое представительство пользуется указанным имуществом безвозмездно для выполнения возложенных на него функций. Недвижимое имущество Торгового представительства закрепляется за Министерством экономического развития РФ на праве оперативного управления. Это Министерство в отношении указанного имущества осуществляет в установленном порядке права владения, пользования и распоряжения с учетом законодательства Российской Федерации и государства пребывания Торгового представительства. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" <4> Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. -------------------------------- <4> Там же.

Непосредственным управлением заграничной собственностью Российской Федерации, находящейся в ведении Росимущества, занимается Управление отраслевых организаций и зарубежной собственности (далее - Управление). Основными целями деятельности Управления являются обеспечение осуществления Росимуществом от имени Российской Федерации полномочий собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, в том числе расположенных за пределами Российской Федерации, и иного имущества финансово-кредитных, внешнеэкономических организаций, землеустроительных, налоговых организаций, организаций культуры, полиграфической деятельности, топливно-энергетического комплекса, промышленности и строительства, связи, СМИ, транспорта, природных ресурсов, рыбного хозяйства и имущественных отношений с зарубежными странами в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, международным законодательством либо законодательством государства местонахождения указанного федерального имущества. В области управления заграничной собственностью Российской Федерации Управление обеспечивает осуществление Росимуществом от имени Российской Федерации полномочий учредителя и участника в находящихся за рубежом юридических лицах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также нормами международного права либо законодательством иностранного государства местонахождения федерального имущества. Управление также подготавливает решения Правительства Российской Федерации о: приобретении, перераспределении, распоряжении (за исключением случаев принудительного взыскания по решению компетентных органов) ценных бумаг, долей, паев и акций, принадлежащих Российской Федерации и находящихся за рубежом юридических лиц; внесении федеральной собственности в уставные капиталы юридических лиц, находящихся за рубежом. Управление обеспечивает осуществление Росимуществом контроля за сохранностью, использованием по назначению, а также эффективностью использования федерального имущества, находящегося за рубежом и закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными государственными учреждениями, в том числе участвует в проведении документальных и фактических проверок (ревизии, инвентаризации) федерального имущества по согласованию с Управлением внутреннего контроля. Управление организовывает работу по учету, инвентаризации, оформлению права собственности Российской Федерации в отношении имущества, принадлежащего бывшему СССР за рубежом, его эффективному использованию. На основании изложенного представляется целесообразным предложить принять некоторые меры по решению таких проблем, как неэффективная организационная структура управления государственной собственностью, находящейся за рубежом; отсутствие должного учета объектов государственной собственности, находящихся за рубежом, а также ограниченность контроля за использованием и реализацией таких объектов.

Список литературы

1. Шебанова Н. А. Собственность Российской Федерации за рубежом: правовое регулирование и защита: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Санкт-Петербург, 2010.

------------------------------------------------------------------

Название документа