Содержание некоммерческой организации осуществляется за счет доходов от проведения добровольной сертификации организаций и ежеквартальных взносов учредителей
В целях обложения налогом на прибыль просим разъяснить, как следует распределять текущие расходы на содержание организации: пропорционально между двумя источниками поступлений или можно относить их только к доходам от проведения сертификации?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 августа 2001 г. N 04-02-05/3/56
Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо и сообщает следующее.
В соответствии с п.1 ст.50 Гражданского кодекса РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
В соответствии со ст.26 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются: регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов), добровольные имущественные взносы и пожертвования, выручка от реализации товаров, работ, услуг, дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям и другим ценным бумагам и вкладам, другие поступления.
Некоммерческим организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность, следует руководствоваться п.2.12 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", в соответствии с которым некоммерческие организации (в том числе некоммерческое партнерство), имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с полученной от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами. Порядок исчисления сумм превышения доходов над расходами некоммерческих организаций производится аналогично порядку, установленному для исчисления налогооблагаемой прибыли предприятий.
В составе доходов и расходов организаций не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание указанных организаций, поступившие от других предприятий и граждан, членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые вклады участников этих организаций) и расходы, производимые за счет этих средств. Ведение учета доходов и расходов указанных средств, а также сумм доходов и расходов от предпринимательской деятельности производится раздельно.
Расходы организации, связанные с осуществлением управленческих и координирующих функций, и другие расходы, связанные с осуществлением основной уставной деятельности организации (расходы по оплате труда ее административно - управленческого персонала, по содержанию зданий, автомобилей, услуг телефонной связи и т. п.), в полной сумме покрываются за счет целевых отчислений, поступивших организации на осуществление основной уставной деятельности.
При определении суммы расходов от предпринимательской деятельности некоммерческим организациям следует руководствоваться Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 (с изменениями и дополнениями).
Из вышеизложенного следует, что у некоммерческой организации не облагаются налогом на прибыль целевые отчисления. Если в результате использования целевых отчислений некоммерческие организации получают доходы, а также получают выручку от реализации продукции (работ, услуг), то суммы превышения доходов над расходами подлежат обложению налогом на прибыль в установленном порядке.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А. И.КОСОЛАПОВ
21.08.2001