"Налог на пиратство": споры продолжаются

(Атласкирова И.)

("ЭЖ-Юрист", 2012, N 29)

Текст документа

"НАЛОГ НА ПИРАТСТВО": СПОРЫ ПРОДОЛЖАЮТСЯ

И. АТЛАСКИРОВА

Изабелла Атласкирова, юрисконсульт, г. Нальчик.

Вот уже почти два года не утихают горячие споры вокруг принятого Правительством РФ Постановления от 14.10.2010 N 829 "О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях". Каков размер вознаграждения и как он распределяется, рассмотрим в данной статье.

Нормативной базой Постановления N 829 является ст. 1245 ГК РФ. На основании норм этой статьи в 2010 году были внесены изменения в ст. 1273 ГК РФ, которая теперь предполагает возмездный характер использования произведения в личных целях.

Принцип безвозмездности касается лишь воспроизведения гражданами при необходимости и исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения. При этом законодатель не дает разъяснения понятия "необходимость". Неясны также критерии доказывания необходимости.

Известно, что принцип взимания вознаграждения в пользу авторов и производителей широко применяется во всем мире, но с той разницей, что за рубежом этот вопрос урегулирован более четко, нежели в РФ. Например, в США подобный сбор взимается с компакт-дисков, предназначенных специально для музыкального использования, и размер данного сбора составляет 3%. В Бельгии размер данного сбора зависит исключительно от назначения и емкости устройства.

В России на сегодняшний день единственной организацией, получившей аккредитацию на сбор авторского вознаграждения, является Российский союз правообладателей (РСП), возглавляемый Н. Михалковым (Приказ Росохранкультуры от 24.09.2010 N 167). В Постановлении N 829 определен размер вознаграждения. Он устанавливается в процентном соотношении к цене реализации изготовителем оборудования и материальных носителей исходя из цены на реализованные оборудование и материальные носители и составляет 1%.

При этом РСП считает, что материальным носителем является не сама флэшка или диск, а все устройство, которое имеет слот для карты памяти или встроенную запоминающую микросхему. Немного странным видится такой подход к определению объектов авторского сбора. То есть, покупая телефон, основной функцией которого все-таки является не запись и воспроизведение аудио и видео, потребитель платит 1% не от стоимости флэшки, а от стоимости телефона. При этом не представляется возможным отследить, были ли записаны на носитель произведения. Или же при покупке фотоаппарата очевидно, что сбор взимается необоснованно. И хотя в соответствии с п. 6 Положения о сборе средств для выплаты вознаграждения уплата средств для выплаты вознаграждения осуществляется изготовителями оборудования и материальных носителей, но, как справедливо было замечено руководителем пресс-службы российского отделения компании Samsung М. Ракаевым, подобные дополнительные расходы обычно закладываются в стоимость товара, а значит, в конечном итоге платит пользователь. Получается, что и этот 1% составляет весьма значительную сумму.

Довольно интересным является вопрос о распределении вознаграждения.

Согласно п. 5 Положения о распределении выплаты вознаграждение будет распределяться следующим образом: 40% - авторам, 30% - изготовителям, 30% - производителям фонограмм или аудиовизуальных произведений. Причем РСП вправе оставлять на покрытие своих расходов до 15% от общего объема сборов. Непонятно обоснование и этой цифры. Неясно, каким образом будет происходить распределение. В Постановлении N 829 говорится лишь о том, что распределение вознаграждения осуществляется пропорционально фактическому использованию фонограмм и аудиовизуальных произведений. А вот как точно и объективно определить популярность и частоту использования фонограмм и аудиовизуальных произведений, законодатель не разъяснил.

Несомненно, вознаграждение авторам предусмотрено гражданским законодательством и должно выплачиваться в соответствии с законом, но также очевидно, что на сегодняшний день система сбора вознаграждений за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях в нашей стране не до конца проработана и требует детального изучения и совершенствования.

------------------------------------------------------------------

Название документа