Распространяется ли действие п.13 ст.40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации в случае применения предприятиями и организациями, осуществляющими поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, гарантированных закупочных цен?

Ответ: Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительством Российской Федерации Постановлением от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден Перечень продукции производственно - технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также Перечень услуг транспортных, снабженческо - сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

Основой экономических отношений на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия являются рыночные (договорные) цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения (Федеральный закон от 14.07.1997 N 100-ФЗ "О государственном регулировании агропромышленного производства").

Согласно Федеральному закону от 02.12.1994 N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" закупка и поставка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд осуществляются на договорной основе.

Вместе с тем ст.6 указанного Федерального закона установлено, что Правительство Российской Федерации ежегодно по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и представителями общественных объединений, выражающих общественные интересы товаропроизводителей (поставщиков) и потребителей (покупателей), устанавливает на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие для государственных нужд гарантированный уровень закупочных цен, обеспечивающий возмещение материальных затрат и получение дохода товаропроизводителем (поставщиком), достаточного для расширенного воспроизводства.

Правом соответствующего регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, поступающие в региональные фонды, наделяются органы исполнительной власти Российской Федерации.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.1999 N 295 "О ценовой политике в сфере агропромышленного производства" установлено применение гарантированных цен при закупках сельскохозяйственной продукции для федеральных государственных нужд.

Таким образом, гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие для государственных нужд устанавливаются с целью недопущения реализации данной продукции по ценам ниже рыночных, то есть регулирование цен на данную продукцию осуществляется через установление гарантированного уровня закупочных цен.

Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения определены в ст.40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно п.1 указанной статьи в целях налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Согласно п.13 этой же статьи при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

Таким образом, при применении предприятиями и организациями, осуществляющими поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, гарантированных закупочных цен для целей налогообложения принимаются указанные цены.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п.5 ст.1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", а также п.1.2.1 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" не являются плательщиками налога на прибыль предприятия любых организационно - правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

З. Н.Семина

Советник налоговой службы

I ранга

18.07.2001